С верой в твою будущую славу, юный Севастополь!

ДЮФЛ

Шуст Николай

Родился я в Балаклаве и свой первый удар по мячу сделал, конечно, там же, но где именно – не помню. Скорее всего, в поселке Левадка, где жил.

 

Это сейчас Балаклава является единым жилым массивом, а в то время то, что мы называем Балаклава, занимало совсем немного места у самой балаклавской бухты, а рядом находились небольшие поселки БРУ, Кадыковка, Левадка, Стройбат, 2, 4, 5 отделения «Золотой балки», Богданка, Карань, Первомайка.

 

У нас в Левадке подобралась дружная компания. Шутов Валик, Подхалюзин Вадик, Степанцов Витя, Ермаков Валера, Чернов Гена, Несоленый Толя, Шуст Миша, братья Малохрено Андрей и Женя.

 

Мы в поле за железнодорожным переездом сами построили футбольную площадку где-то 40 на 60 с воротами 5 на 2. Ну, построили – это я, конечно, загнул. Убрали камни, расчистили от бурьяна, соорудили ворота. С воротами пришлось помучиться. Точнее не с самими воротами, а с перекладиной! Не было бревна такой длины. Взяли два коротких, сбили скобами, перемотали проволокой, и эта конструкция держалась, не провисала!

 

Еще раз отмечу – все это мы сделали сами!

 

На эту площадку приглашали поиграть ребят с БРУ, Кадыковки, «Динамо».

 

«Динамо» называлась команда пацанов, чьи родители служили в Морпогранцах. А наша команда называлась «Взрыв»!

 

Еще один интересный момент сохранился в памяти: гетры у нашей команды были сделаны из рукавов матросских тельняшек.

 

Играли резиновыми, тряпичными мячами. А как-то насобирав деньги, вырученные от сдачи собранных нами с этой целью бутылок, купили настоящий кожаный мяч и камеру.

 

Мяч был, конечно, шнуровочный. О ниппельных мы в то время не слышали. И вот этот желанный мяч накачали, завязали пипетку, а потом я принялся шнуровать. Двенадцать пацанов следили за тем, как я это делаю, подсказывали, как это лучше, на их взгляд, надо делать. Помню, что я переживал, боясь сделать неосторожное движение и проколоть мяч.

 

В этот день у нас был праздник! Играли до глубокой темноты.

 

Никаких соревнований для нас, пацанов, в то время не проводилось, и мы играли сами между собой. Дом на дом, двор на двор.

 

Но в 1958 году райком комсомола решил провести соревнования среди таких, как наша, дворовых команд. Придумал их и организовал председатель райкома – большой любитель футбола. Я не могу с уверенностью сказать, но вроде бы его фамилия была Безручко. И он судил матчи Первенства Севастополя. Команд набралось, кажется, шесть, и все они были дворовые.

 

Играли на недавно построенном стадионе «Горняк». Тогда он назывался «Металлург». Построили его по личному распоряжению первого директора БРУ Грошева Алексея Семеновича. До этого на том месте были какие-то канавы с водой, болотца и огороды местных жителей.

 

По результатам соревнований из игроков двух лучших команд была составлена сборная команда, которая потом с представителем райкома комсомола поехала на товарищескую игру в Симферополь. Представляете, в Симферополь!

 

Тренер Алексеев со своими воспитанниками

Тренер Алексеев со своими воспитанниками

 

Для нас в то время и поездка в Севастополь была из разряда путешествий, а тут Симферополь! Как за границу поехали!

 

В 1959 году произошло эпохальное событие. В БРУ приходит работать руководителем спортивного отдела Месропян Артем Григорьевич. До этого он служил мичманом и отвечал за физподготовку пограничников. А его друг, тоже мичман, Моисеенко Георгий Петрович тренировал команду «Динамо».

 

Артем Григорьевич любил футбол и, став тренером команды «Горняк», решил привлечь к занятиям как можно больше молодежи. Он считал, что только так, привлекая нас, мальчишек, к занятиям футболом, в старшей команде смогут появиться талантливые ребята. Нам разрешили тренироваться на футбольном поле, стали давать мячи, купили форму. Вот только тренироваться нам в основном приходилось самим. Лишь иногда приходил кто-то из старшей команды.

 

Дорогие мои мальчишки!

Дорогие мои мальчишки!

 

В те годы проводилось Первенство Балаклавы. Да, да! Свое Первенство. Играли «Горняк» БРУ, «Металлист», «Золотая балка», «Подплав» (подводники), «Динамо» (погранцы), «Стройбат» (военные строители, вместе с метростроевцами строившие секретные объекты), «Звездочка» (военные метростроевцы, строившие ракетные шахты). Играли балаклавцы и на Чемпионат Севастополя. В то время существовал Регламент проведения Чемпионата города, по которому каждая взрослая команда должна была выставить еще и юношескую. А так как на Чемпионат города от Балаклавы играли команды БРУ и «Динамо», то и мы, пацаны, получили возможность выступать в городских соревнованиях. И других увидеть, и себя показать! А раз показал себя, то и приглашали в сборные команды.

 

Меня пригласили играть за юношей СКЧФ, выступавших в Первенстве СССР.

 

Помню, в нашей подгруппе были команды из Симферополя, Керчи, Николаева, Херсона, Одессы, Мелитополя, Никополя. Вместе со мною были и другие ребята из Балаклавы. В каждой сборной было по несколько ребят: Артющенко, Соколюк, Мокшанцев, Гайдуков, Чернов, Ермаков, Несоленый, Степанцов, Колегин, Подхалюзин, Чеботок, Ульшин.

 

Параллельно играли на Крым, и в 1963 году наша юношеская команда «Горняк» стала Чемпионом Крыма среди юношей. Вторая группа, но тем не менее! Вот имена ребят из состава той команды: Воробьев Василий, Степанцов Виктор, Подхалюзин Вадим, Несоленый Анатолий, Ермаков Валерий, Чернов Геннадий, Гайдуков Иван, Чеботок Евгений, Симонов Аркадий, Ульшин Александр и Шуст Николай.

 

А в 1965 году меня призвали на службу в ряды СА. Направили в СКА Одессу, но там я не прошел, не зацепился, и меня отправили служить в часть. Волею судеб я оказался в Чите.

 

В играх на Первенство Забайкальского военного округа меня заметил старший тренер СКА Чита Зубаревич Владимир Васильевич и забрал к себе. Владимир Васильевич был из тех армейских тренеров, о нравах и специфических методах работы которых до сих пор рассказывают легенды. В Севастополе подобным специалистом был Геннадий Ефимович Макаров. Кто у него тренировался, меня понимают!

 

Про Владимира Васильевича рассказывали, что главное качество, которое он ценил в футболисте, было умение держать удар и биться в любых обстоятельствах до последнего. «Мне не нужны техничные и умные футболисты! Этакие чистоплюи и интеллектуалы! Мне надо, чтобы футболист выходил на футбольное поле, как на поле боя, и сражался на нем за победу!»

 

Команда 1971 - 1973

Команда 1971 — 1973

 

Рассказывали, что в качестве теста при зачислении в команду все кандидаты должны были прыгать с десятиметровой вышки бассейна. Не прыгнул – поехал в войска. В моем случае это был прыжок с приземлением на руки с кувырком с высоты полтора – два метра. На бетон. Вот у такого тренера я и играл с 1967 по 1976 год. Кстати, он умер и похоронен в Севастополе.

 

В этот период, когда меня не было в Балаклаве, с пацанами работали Моисеенко Г.П., Алексеев А.Д. и Быков Н.А. Воспитанник Николая Быкова, Владимир Науменко является своего рода футбольной легендой Балаклавы. Он выступал в севастопольской «Атлантике», симферопольской «Таврии» и привлекался для выступлений за сборную клубов СССР. Его бомбардирский рекорд в «Таврии» до сих пор никем не побит!

 

Затем Артем Григорьевич Месропян пошел на повышение и стал председателем городского совета ДСО «Авангард». Стал большим начальником! Но с его уходом футбол в Балаклаве как бы «потерял темп».

 

Я вернулся в Балаклаву в 1978 году. Меня приняли на работу на завод «Металлист», где я стал тренировать команду из заводских парней. С ней мы выиграли третью группу, и меня пригласили на работу в БРУ (Балаклавское РудоУправление). БРУ тогда было престижной организацией. Государство в государстве: и уровень, и бюджет, и собственная база. Я согласился не раздумывая. Мне предложили должность директора стадиона и тренера взрослой команды, которая выступала в Чемпионате города и Крыма.

 

Команда 1975 г.р.

Команда 1975 г.р.

 

Мы никогда не были подарком для сильнейших городских команд и всегда вели борьбу за призовые места Чемпионата города. Но прежде всего, став старшим тренером, я решил развивать детский футбол. Наверное, потому, что вспомнил Артема Григорьевича. И не прогадал. Много лет руководимый мною «Горняк» комплектовался из своих, местных ребят. И на сегодняшний день с того, первого моего набора в футболе, остался и работает с балаклавскими пацанами Юра Откидыч. Также с пацанами работал еще один мой воспитанник, Андрей Воробьев, но не выдержал той ответственности, что обязательна в этой работе.

 

Мои команды не уступали командам СДЮСШОР-5, и даже знаменитым и известным в то время командам детского футбольного клуба «Виктория», которые тренировал Евгений Репенков, которого все называли «Евгеньич».

 

Он охотно привлекал в свои команды моих талантливых ребят, таких как Коля Фейн, Эдик Савенков, Сережа Шопин, Сергей Астахов. И это был уровень, которым можно было гордиться! В то время сказать, что твой пацан играет в «Виктории», было круто!

 

Сильный набор мальчишек был в возрастной группе 1967-68 годов рождения.

 

Отмечу Анатолия Оселедеца, Дмитрия Ермакова, Александра Парфенова, Валеру Шажко, который потом выступал в симферопольской «Таврии» и александрийской «Полиграфтехнике». Его в свое время привлек в сборную города тренер ДЮСШ – 3 Владимир Герасимович Каштанов, а позже известнейший в Союзе футбольный специалист Анатолий Николаевич Заяев увидел Валеру и забрал к себе в «Таврию»! И мальчишка, учившийся тогда в 10 классе, заиграл в высшей лиге СССР! Повторю – в высшей лиге СССР! Будучи учащимся 10 класса! Талант! В командах мастеров из ребят той плеяды играли Андрей Кузнецов и Андрей Воробьев.

 

Моя любовь - мои пацаны!

Моя любовь — мои пацаны!

 

Когда спрашивают о том, какой все-таки из наборов был самым сильным, я всегда отвечаю, что это были ребята 1975-1976 годов рождения. Половина состава моей команды привлекалась за сборную города для участия в Первенстве Украины среди юношей. Это Александр Аленников, Андрей Якунин, Виктор Серобабов, Игорь Тонковид, Андрей Широков, Игорь Зинченко, Александр Шутов. Саша Шутов в дальнейшем был приглашен в Ворошиловградский спортинтернат, затем поиграл в севастопольской команде мастеров, и, наконец, был приглашен в московский ЦСКА. В его составе он стал серебряным призером Чемпионата России, принимал участие в еврокубках, дважды становился лучшим полузащитником российского чемпионата из числа легионеров. Я горжусь своим воспитанником!

 

Также в Высшей лиге, но в только футзале и пляжном футболе, выступал Коля Линяев – еще один мой воспитанник. Привлекались в эту же команду Александр Калачев и Андрей Захаров. Еще один представитель знаменитой балаклавской футбольной фамилии Науменко – Сергей – защищает ворота главной севастопольской команды.

 

И сегодня у меня есть еще талантливые мальчишки, которых я через какое-то время выведу на суд ценителей футбола.

 

Перед началом матча.

Перед началом матча.

 

— Что для Вас значит футбол?

Футбол дал мне в жизни все, что я хотел. Я объездил и облетел всю страну. От Севастополя до Камчатки. Благодаря ему я стал уважаемым человеком. У меня любимая работа – работа детского тренера. Что еще можно пожелать?

 

И свою жену, Людмилу Алексеевну, я тоже встретил на футболе! У меня большая семья. Дети, внуки. Жду правнуков. И все это благодаря футболу. В свои 70 лет я могу сказать: жизнь удалась!

 

Но есть вещи, которые я не люблю в футболе. Это псевдоболельщики. «Фаны» там разные, «ультрасы». Они не любят футбол! Они приходят на стадион с единственной целью – покуражиться, себя показать! Они даже саму игру не смотрят! Ругаются матом, ломают сиденья, бросают на поле различные предметы. Из-за таких, извините за выражение, дебилов, люди боятся приводить на футбол своих детей. Я очень хочу, чтобы такие хулиганы исчезли с наших стадионов! И чтобы на стадионы приходили только люди, любящие Игру и поддерживающие в рамках закона и культуры играющие команды!

 

— Что для Вас значит Севастополь?

В 1946 году я родился в Севастополе. Точнее в Балаклаве, но ведь это же часть Севастополя! И я очень люблю свой город! Даже не могу передать, как я его люблю! Помню, мальчишками мы на каждый праздник, будь то 1 мая, 7 ноября, День города, День рыбака, День флота, всегда ездили в город. Ведь для пацана из маленькой Балаклавы Севастополь был чем-то огромным. Ярким и привлекательным! А когда, к тому же, в кармане были накопленные для этого случая пять рублей, я чувствовал себя миллионером! Еще бы! На эти деньги я мог купить несколько порций мороженого, напиться вволю лимонада, сходить в кино. И при этом все это происходило в Севастополе! Размах-то какой!

 

Выезжали рано утром. На всю жизнь запомнились ощущения от этих поездок. Свежий морской воздух, водовозки моют белые, светлые, просторные улицы, поливают цветы. Красивый, чистый город и добрые, приветливые люди в нем!

 

Жаль только, что все это в прошлом. Сейчас убирают только центральные улицы, а чуть в сторону – так кругом мусор, грязь. Да и реклама. Самого Города не стало видно! Молодые люди не уступают места в общественном транспорте ни женщинам, ни старикам.

 

Но вернемся к Севастополю. Он для меня трижды герой! Одна оборона, другая оборона, возрождение города, которое можно назвать подвигом… Когда перед началом футбольного матча звучит гимн «Легендарный Севастополь», у меня комок к горлу подкатывается, и слезы на глаза наворачиваются! В эти мгновения хочется сделать что-то доброе, хорошее. Чтобы соответствовать ему, моему городу, что ли…

 

Я люблю свой город, и мне хочется, чтобы он всегда был белым, чистым, красивым и добрым; чтобы люди улыбались и всегда уступали места в троллейбусах и автобусах. И тогда все будет прекрасно!

  

Похвальный лист от Горкома ЛКСМУ 1958 г.       

Похвальный лист от Горкома ЛКСМУ 1958 г.       

Грамота от ДСО Авангард. 1961 г.

Грамота от ДСО Авангард. 1961 г.

         

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Шубин Сергей
Шутко Александр
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: