На свет Божий появился в Севастополе в 1967 году.
Детство прошло на улице Адмирала Макарова, где жила моя бабушка. Там был детский садик, а потом и 42 школа в которые я ходил. И там же я познакомился с футболом. А к более – менее серьезным занятиям им я приспособился на стадионе «Металлист», куда мы частенько приходили с друзьями. И вот как-то так, вместе с Вадиком Степановым я оказался в группе, которую тренировал Владимир Герасимович Каштанов. Ну, сказать о том, что нас приняли в ее состав, было бы явным преувеличением. Мы так, на подхвате были. Дело в том, что ребята в группе были намного старше нас с Вадиком. Например, наш товарищ Александр Гуйганов был старше нас почти на пять лет.
Правда нашей дружбе это не мешало. Дружба, она ведь или есть, или ее нет! И возраст друзей не играет никакой роли!
Кстати об этом. Запомнилось, как через несколько лет, мы с Вадиком ходили на стадион «Чайка», где в составе городской профессиональной команды «Атлантики» выступал Саня Гуйганов. Мы очень переживали за него. А после игры он вел нас на Большую Морскую, в бар «Меркурий», где угощал мороженым. Мы очень гордились своим знакомством!
Но вернемся к детству. Мои занятия футболом прервались потому, что команда, в которой тренировался наш друг, получила статус сборной города, и перебралась тренироваться на другой стадион. А нам Владимир Герасимович пожелал найти команду своего возраста.
После этого, я на какое-то время с футболом расстался. Увлекся танцами.
В школе в то время преподавали такой предмет, как ритмика, и у меня в нем проявились явные успехи. Стал ездить в город, в старый Дом Культуры, что на городском холме. Так бы, может быть, со временем и стал бы профессиональным танцором, но тут заболел преподаватель, и нашу группу перевели в Матросский клуб. А я почему – то не захотел туда ездить.
И в этот момент, как нельзя кстати в мою школу пришел с набором тренер ДЮСШ № 3 Владимир Васильевич Бруй. И я со всей компанией своих друзей с Абрикосовки, отправился записываться к нему на футбол.
Скажу, что меня к занятиям футболом привлекло еще и то обстоятельство, что тренировки проходили на Лазаревской, где в доме, находившемся рядом с тренировочной базой спортивной школы, проживала моя семья. Так, что мне до футбольной площадки было буквально два шага!
Вот там я и начал серьезно заниматься футболом. Сегодня, конечно, по прошествии лет, уже не помню всех ребят, с кем тогда занимался. Всего несколько человек. Салюков, Смирнов Юра, братья Тимошенко, Яковенко Саня. Извините, вот только их смог вспомнить.
Базировались мы в здании профтехучилища, что находилось, как я уже говорил, рядом с моим домом. Там была раздевалка, и небольшой спортзал. А во дворе, на склоне холма, располагалось площадка с песчаным покрытием. Кроме нас на ней тренировалось еще несколько групп разных тренеров, и надо ли говорить о том, что я, живший рядом, тренировался вместе со всеми этими командами. Оттренируешься за одну команду, попьешь водички из родника, и уже следующая тренировка.
Став постарше мы начали тренироваться на флотском стадионе. Помню иногда приходилось мячи туда доставлять с Лазаревской. Владимир Васильевич, давая мне поручение привезти мячи думал, что я на троллейбусе их привезу, а я бегом!
А что такого? Я всегда так добирался на флотский! С Лазаревской вниз, к вокзалу, а оттуда от остановки троллейбуса вверх по горушке на Исторический, и там через забор на стадион. Делов – то!
Что запомнилось из того времени?
Наверное, прежде всего, первые поездки на игры в Симферополь. Все было в новинку. И сама дорога, и игра с командой из другого города. Сегодня, вспоминаешь, как мы тогда ездили, улыбаешься нашей непритязательности. Никаких автобусов! Электричка! Так и в Джанкой, и в Евпаторию добирались. Долго едешь в продуваемых ветром вагонах, по прибытию бегом на троллейбус, потом бегом на стадион. И как отыграешь, тоже бегом в обратный путь. И все к этому нормально относились!
Потом выступали в многих соревнованиях. И в Первенстве Министерства просвещения (мы их называли «минпрос»), и в Первенстве СССР среди юношей (в разговоре – «Союз»), и в Первенство Крыма. Естественно, что было много турниров.
Из побед запомнились победа в Первенстве Крыма, и Первенстве Крымского Областного Совета ДСО «Зенит».
Запомнился летний спортивный лагерь, который постоянно проводили в здании школы № 9 на Северной. Тут и походы на море, и турниры на школьной площадке, и непременные игры сборной лагеря против команды тренеров.
Команда СДЮСШОР № 3 1967 г.р
И естественно, рассказывая обо всем этом, нельзя не сказать добрые слова о моем тренере, Владимире Васильевиче Бруе. Я очень благодарен ему за все то, что он сделал для меня. Рассказывая о нем, я хотел бы в первую очередь отметить такие его качества, как воспитание и культура. Очень сдержанный и корректный в общении человек. Никогда мы не слышали от него грубого слова, и никогда он не повышал на нас голос.
Тоже касалось и тренировок. Вся предлагаемая нам работа была очень скрупулезно растолкована, и доведена до каждого. При этом не возбранялось задавать вопросы, если кто-то что-то не усвоил.
Но самым важным для меня было то, что он верил в меня. Я-то в мальчишеском возрасте был одним из самых маленьких в команде, поэтому мне тяжело было бороться со сверстниками, которые обогнали меня в росте и физическом развитии. А значит место в составе мне не светило, и само пребывание в команде находилось под вопросом. Нет, никто не гнал, вот только ты сам начинал чувствовать свою никчёмность.
А он верил в меня, и таскал по разным соревнованиям. Помню и на минпрос, и на Матч городов-героев брал. Спасибо, Вам Васильевич за все!
И пользуясь случаем, прошу извинить меня за то, что в свое время нанес Вам на тренировке травму. Я-то хоть и был маленьким, но не был безобидным. Ведь Вы же сами учили меня тому, что на футбольном поле надо быть бойцом! Вот я и старался! А переломы в Вашем возрасте быстро залечиваются! Шучу!
Ну, а раз уж мне предоставили возможность выступить перед читательской аудиторией, я повторю слова своего тренера о том, что на футбольном поле надо быть бойцом! И не играет роли твой рост и вес! Дух, вот, что главное в футболе! Без него ни блестящее игровое мышление, ни великолепная техника, не помогут Вам вырасти в футболиста! Ведь футбол хоть и является искусством, но надо понимать то, что это искусство является искусством борьбы!
Отчасти мои горести по поводу того, что я не был игроком основного состава, скрашивало то обстоятельство, что так как я родился после 1 августа 1967 года, то согласно действующим тогда правилам, мог выступать за команду 1968 года рождения.
И тренер этой команды, а им был Владимир Герасимович Каштанов, частенько привлекал меня к играм. И в его команде я всегда выходил в основе, и выглядел довольно прилично.
И после того, как моя команда 1967 года рождения выпустилась из спортивной школы, я смог еще целый год выступать за младшую команду. Вот только Владимира Герасимовича с нами уже не было. Светлая память ему!
Команду 1968 года рождения принял Виктор Алексеевич Тюкаев. Он не стал вносить каких-либо изменений в уже отлаженные внутрикомандные отношения. Скажу, что это было абсолютно правильным поступком. А что было менять? Мы все любили футбол, и готовы были пахать с утра до вечера! К тому же мы сами держали себя в рамках!
Команда 1968 года рождения
Из спортивных показателей того времени помню наше участие в сборной Крыма. Во всесоюзных зенитовских соревнованиях мы заняли высокое Третье место. Помню вместе со мною в ту команду взяли Игоря Рубана, Валеру Шажко, Диму Шпака.
А еще помню, что в то время я в школу практически не ходил, целыми днями пропадая на стадионе «Металлист», где тренировался вместе со взрослой одноименной командой.
И Виктору Алексеевичу частенько приходилось приходить в школу по поводу моего неподобающего посещения занятий.
«У него в сумке всего одна тетрадь на все предметы» — говорила моему тренеру директор школы.
Она была неправа! У меня в сумке и одной тетради не было! Только тренировочная форма и бутцы!
В 1985 году с грехом пополам закончил школу, и меня взяли в «Чайку». В этом же году, в августе пригласили в молодежную сборную Крыма на Спартакиаду Украины. Вышли в финал, который проводился в Симферополе, и заняли Первое место!
В ноябре призвали на срочную службу. В армии с футболом не получилось, поэтому очень ждал возвращения домой.
Вернулся, и меня взяли в «Чайку-2». Уходил из «Чайки», а вернулся в «Чайку-2». А секрет в том, что главная городская команда изменила название с «Атлантики» на «Чайку». И поэтому заводской команде, носившей это имя, пришлось добавлять двоечку после названия.
Команда Чайка — 2
Тренером «Чайки-2» был Леонид Федорович Луценко, а сама команда состояла в основном из молодых футболистов. Из опытных был Василий Герасимчук, игравший в профессиональных командах. Ну и конечно отмечу «мозговой центр» в лице Владимира Садаева, и яркого нападающего Николая Власова. Играть в команде было легко, так как на нас не давил груз ответственности, да и вообще, молодость, молодость…
Из тех, с кем я до армии играл в юношеских командах вместе со мной в «Чайке-2» были Игорь Чесноков и Игорь Братан.
ДРУЗЬЯ
Через год пригласили попробоваться на сборах главной команды. А почему бы нет? Попробовал, но не сошелся характером с главным тренером.
Тут из Керчи Виталлий Шалычев позвонил, пригласил приехать. Я вроде бы был и не против.
Но ко мне домой приехал главный тренер «Чайки» Геннадий Ефимович Макаров, поговорил с домашними, и забрал паспорт. Куда теперь ехать?
Остался в «Чайке». Здесь еще оставалась «старая гвардия» — Валерий Чалый, Владимир Щетинин, Степан Павлов. Довелось с квалифицированными футболистами поиграть!
На следующий сезон ветераны ушли, пришла симферопольская молодежь – Андрей Тарахтий, Павел Скорик, Алексей Грачев. Новая команда, новая игра. Но вот только общая обстановка в стране и в городе не способствовала тому, чтобы полностью сконцентрироваться на футболе!
Пропала стабильность, какие-то непонятные люди стали появляться на футбольном горизонте.
С поста главного тренера ушел Макаров, а на его место по результатам модного тогда голосования футбольной общественности пришел Александр Павлюков. Но долго он не продержался, и у руля команды встали Василий Ярославович Борис и Алексей Павлович Рудыка.
Скажу, что Ярославович горячо взялся за дело. И небезуспешно!
По результатам второго круга мы показали результат первого места.
ПФК Чайка 92-93
Вроде бы надо радоваться, но не до этого. Финансовые дела у команды становились все хуже и хуже. Дело дошло до того, что отдельные футболисты встали на подработку.
Нет, Вы не о том подумали. Они на подработку встали в команде, а их сторонний заработок стал основным! Кто на самосвале стал работать, кто на «аллейке» менялой устроился! Вот так в жизни бывает! И рад бы всего себя футболу посвятить, да вот вопрос в голове крутится, а за что жить – то?
Вообщем, решил я сосредоточится на том, что стал пытаться зарабатывать на жизнь! Ну и чтобы не потеряться в футболе, периодически играл за флотскую команду, которую тренировал Василий Ярославович Борис.
В феврале 1995 года играл товарищескую игру за флот, и ко мне подошел известный футбольный специалист Валентин Яковлевич Тугарин. Предложил отправиться на заработки в Польшу. На футбольные заработки!
Это был новый для меня опыт, и я дал согласие. Тем более, я всегда говорил, что люблю футбол, и готов за него на все. При условии, что платят стабильно и неплохо.
Поехал в Польшу. Команда «Сталь» Сталова Воля. Высшая лига, участник Еврокубков!
Знаете, я как в другой вселенной побывал! Толпы фанатов, интервью, флаги, кричалки!
Незабываемая атмосфера! Ну и европейский футбол! Вчера смотрел нашего соперника, ту же «Легию», по телевизору в матче с каким-то грандом, а сегодня она против тебя выходит!
Знаете, после «Чайки» не верилось, что можно так жить в футболе!
Отыграл второй круг. При чем в составе, и с хорошей прессой! Но, травма!
И все! Бери шинель, иди домой! Они там конечно, европейцы. Но между собою. А мы, украинцы, или русские для них гастробайтеры.
Вернулся домой, стал что-то искать. Вроде бы подвернулась «Ахтырка». Солидная команда, на первый взгляд. Главный тренер, Довбий, тоже человек в футболе известный. Пригласили, поехал.
Но все оказалось нестабильно.
Приглашали в Россию, в липецкий «Металлург», даже в Сирию сватали. Но не рискнул.
В 1998 году пригласили в «Подолье» Хмельницкий. Главным тренером там был Виталлий Кварцяный. Очень яркая личность, сильнейший мотиватор! Но без денег!
Подолье Хмельницкий
Знаете, я вот подумал о том, что Вам читателям может не понравится то, что я описываю свои путешествия по командам именно как поиски заработка. Мол, а где же честь флага, кодекс спортсмена?
Да все есть. И честь, и кодекс. Вот только есть и суровая правда жизни. Профессиональный спорт, он в чем-то напоминает поединки гладиаторов. Только в футболе никто никого не пытается убить. А вот травмы, а случаются еще и тяжелые, это реальность! И кому нужен больной гладиатор?
Бывает, что просто за ворота выбрасывают, бывает руками разводят, «…мол мы бы рады, брат по совести к тебе отнестись, но нет денег в клубе». А тебе, что от этого легче стало?
Вот и пытается футболист на «черный день» заработать.
Ну а о семье я и говорить не буду. Ее ведь надо содержать. Это жизнь. Обычная жизнь обычного человека.
Бывает, говорят, а чего полез в футбол? Мало ли других «честных» профессий. А в чем профессия футболист, менее честна перед другими? Да ни в чем!
Поэтому, не ищите ничего предосудительного в нашей работе. Каждый зарабатывает себе на жизнь тем, что он умеет. А я еще добавлю, что для подавляющего большинства футболистов, его работа является самой любимой! А иначе, как он сможет порадовать Вас своей игрою!
Снова вернулся в Севастополь. Тут Александр Михайлович Гуйганов создал в Балаклаве команду, которая стала выступать на Крым, и на Украину среди любителей. Год играл за него. Скажу, что было очень приятно находиться в таком дружном коллективе!
Но вскоре в «Горняке» сменился высший руководитель, и пришлось искать новое место работы.
Предложили поехать на Кубань. Город Белореченск. Высшая лига Краснодарского края. Уровень очень приличный. Конечно, не Польша, но очень солидно. На Кубани футбол любят!
Вместе с Серегой Шерабоковым два года играли.
В Севастополе меня пригласил помочь ему Евгений Евгеньевич Репенков. Я согласился, хотя денег у Евгеньича не было вообще. Но тут вопрос стоял о том, останется жить Севастопольский футбол, или нет, и я не мог отказать. Помогал, чем мог. И тренировки проводил, и сам играл.
Слава Богу, выжили, и даже новый клуб создали – ПФК «Севастополь». И новым клубом, с новым названием, и новым главным тренером, Валерием Павловичем Петровым начали выступать в профессиональной лиге. А первым капитаном новой команды стал Ваш покорный слуга!
ПФК Севастополь осень 2002 г.
Правда, такая идиллия продолжалась недолго. Дело в том, что наша команда была укомплектована или вчерашними мальчишками из «Виктории», или молодежью, выступавшей до этого только в городских соревнованиях. Естественно, что показать приемлемый результат такой состав не мог, и тогда Валерий Павлович вместо нашего детского сада пригласил опытных футболистов, поигравших в высшей лиге.
Таких как бывших игроков симферопольской «Таврии» Есина, Леженцева, Опарина.
Потом повезли людей из Мариуполя, и наступило мое время. Я заглянул в свой паспорт, и понял, что пришло время прощаться с профессиональным футболом.
Ну что поделаешь! Все-таки 35 стукнуло! Я ведь не «Горец»!
Но скажу о том, что завязав с профессиональным футболом я еще несколько сезонов играл за команду из Куйбышева, где Игорь Кашперко создал команду, которая выступала в крымских соревнованиях, и Первенстве Украины среди любителей.
Он был довольно приличным тренером, и к тому же смог подобрать неплохую команду, с которой я выигрывал Кубок Крыма и занимал высокие места в Первенстве Крыма.
А параллельно играл в городских соревнованиях Севастополя. За «Камо», за «Компасс», за «Цепеллин», да и вообще за всех, кому был нужен опытный футболист!
И конечно, за сборную ветеранов Севастополя!
Да и сегодня, святое дело выйти за ветеранов в мини-футбол! А как же без этого! Это же футбол!
Команда ветеранов Севастополя
ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ ФУТБОЛ?
— раньше был больше, чем семья. Даже до развода доходило…
ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— исключительность,
— правильность,
— честность.