Родом я из Ростовской области. Сальский район, поселок «Гигант». Почему «Гигант»? А потому, что это был огромный зерносовхоз. Миллионнник!
К футболу пристрастился с самого раннего детства. Сколько себя помню, столько я с мячом.
Но организованно заниматься футболом стал только тогда, когда учился классе в 9-10.
А до этого гоняли между улицами, и в роли тренеров выступали старшие ребята.
Помню, как играли на «Кожаный мяч». В совхозе было 11 отделений, и мы разыгрывали свое первенство.
Когда учился в 9 классе, Анатолий Петрович Буров, нападающий нашей совхозной команды «Сальсксельмаш», выступавшей по первой группе Первенства Ростовской области, собрал вместе самых перспективных ребят из трех имевшихся в поселке школ.
Эта команда стала своего рода дублем главной команды, и тоже выступала в Первенстве Ростовской области. Но только играли не с разъездами. Собирались в каком-нибудь поселке, и проводили матчи определенного тура.
Довелось сыграть и за главную команду. Как-то не пришел основной нападающий, и тренер взял на игру меня. Конечно, волновался, но после игры меня похвалили.
В 1974 году подошло время идти служить срочную службу. Призвали на флот. Ну, и как положено, определили в экипаж.
Ну а там, всегда ходят офицеры, ищут таланты. Кто артистов, кто спортсменов.
Вот там меня и отобрали Анатолий Иванович Трусов и Леонид Иванович Слесарев.
Но так как к этому времени сборной флота уже не было, меня просто взяли на заметку, а потом направили в 11 учебный отряд, где я через полгода получил воинскую специальность – «кок».
А когда учебка была окончена, Трусов и Слесарев направили меня в часть, которую называли Охрана Водного Района (сокращенно ОВРа).
Там подобралась неплохая команда. В ней играли Валера Петров, Володя Кобылко, Володя Сопельников.
В каких соревнованиях выступали?
Да в Первенстве гарнизона, и в городских.
Тренировочный процесс?
Был, конечно, но довольно своеобразный.
У меня это было так. До вечера служба, камбуз. Вечером тренировка, а потом по распорядку.
Такая специфика определялась тем, что как я уже говорил, сборной флота уже не было, и все эти поиски футболистов, направление их в ОВРу, создание какого-то подобия тренировочного процесса было самодеятельностью Анатолия Ивановича Трусова и Леонида Ивановича Слесарева.
Они страстно любили футбол, и верили в то, что когда-нибудь снова появится флотская команда.
Ну хотя бы в виде сборной флота!
И для того чтобы хоть как-то сохранить традиции флотского футбола, они на чистом энтузиазме делали все возможное и невозможное. И скажу, что их мечта со временем исполнилась.
В 1977 году закончилась моя срочная служба. Я решил остаться на флоте и подал документы в школу, готовящую мичманов.
Прошел обучение, получил звание мичмана и специальность «кок – инструктор».
Вернулся в ОВРу, но команды там уже не было. Ее перевели в школу водолазов.
Приступил к службе, и почти до 1986 года местом моей службы была ОВРа.
И естественно, я не забывал о футболе.
Выступали на Первенство гарнизона и в Спартакиаде флота.
Наша команда называлась «Ураган». Традиция.
Авиаторы с Качи традиционно назывались «Гроза», Нахимка – «Горизонт», морпехи – «Молния», и так далее. А все команды, представлявшие учебки, назывались «Сигнал». Различались только по номерам. Один, два, три…
Ну и конечно, когда позволяло время, а оно позволяло, я стал играть за городские команды. За все команды, которые меня приглашали.
Мой друг Игорь Крок привел меня в «Мотор», затем в «Докер», потом в «Юг». Играл на город и Крым за «Золотую балку» вместе с представителями футбольной семьи Науменко. Сергеем и Виктором. Играл за «Водник», «Эфир», «Маяк», «Муссон» и за другие команды. Уже даже не помню их все.
С Кроком играли в разных ведомственных соревнованиях. Какие-то Спартакиады, Первенства каких-то предприятий. Вообщем я с головой ушел в футбольное море!
Команда Мотор
В 1986 году, после очередной Спартакиады флота, меня пригласил на беседу Леонид Иванович Слесарев, и рассказал о том, что собирается оставить службу. Ему надо, чтобы его дело кто-то продолжил. И он остановился на моей кандидатуре. Почему?
А потому, что он много лет знаком со мною. Знает о моих выступлениях в городском футболе. У него сложилось обо мне хорошее мнение. Плюс я военнослужащий, и к тому же мичман.
Я отказываться не стал, так как всегда тянуло серьезно заниматься футболом. А тут, хоть и не тренер, а все равно появилась возможность поработать в настоящей футбольной команде.
Вот так я и стал начальником возрожденной к тому времени сборной команды флота. Расквартирована она была в школе водолазов, и тренером ее был Юрий Михайлович Букасов. Правда через какое-то время его сменил Георгий Георгиевич Судаков.
В 1986 году, прямо «с корабля на бал», мою команду направили во Львов для участия в Чемпионате Вооруженных Сил.
Уровень высочайший. Председатель мандатной комиссии сам Альберт Шестернев!
А какие команды!
В их составе сплошь футболисты хороших команд. Мастера спорта, сверхсрочники, офицеры!
А у нас матросы срочной службы! Я единственный не рядового звания! Играющий начальник команды! Из ребят отмечу игру нашего вратаря Степанова и полевого игрока Тараса Бабича.
Сами понимаете, что выступили мы соответственно. Но дома начальство не журило. Понимало.
По приезду начались «суровые трудовые будни». Команда жила в спортзале школы водолазов.
Там же на поле тренировались.
Выступали в городских соревнованиях, Первенстве Крыма.
Все, конечно, скромненько, ну что Вы хотите, служба. Выкручивались как могли.
Вопрос транспорта для поездок по Крыму решался так.
С подачи Леонида Ивановича, работавшего к тому времени директором флотского стадиона, я получил доступ к Александру Сергеевичу Круподерову, руководителю Севастопольского Троллейбусного Управления.
По договоренности между нами он предоставлял нам автобус на выездные игры, а я отправлял ему матросиков из числа запасных, для выполнения каких – то несложных подсобных работ.
Форма и мячи зарабатывались зимой на сборах. Приезжавшие в Севастополь команды мастеров проводили свои тренировки и игры на нашем поле, а рассчитывались по итогу игровой формой, бутцами, футбольными мячами.
Помню, как ходил к Евгению Евгеньевичу Репенкову, и он нам ремонтировал пробитые мячи. Умел человек их восстанавливать. Сядет с двумя иголками, раз-раз, и мяч готов. И даже места не видно, где новый шов прошел!
С комплектацией команды особых проблем не было. Леонид Иванович решал все вопросы.
Он договорился с Заяевым, и тот свою молодежь направлял к нам. Валера Погорелов, Паша Скорик, Андрей Тарахтий.
Местных, как правило не призывали. Много мороки с ними. Дом, друзья, подруги рядом, вот их и тянуло на подвиги. Но попадались. Паша Филиппов, Игорь Чесноков, Александр Сучу, и Володя Савченко. Последний был просто не человек, а футбольное чудо, но…
Вообщем, чудо!
Из тех, кто в дальнейшем заиграл на самом высоком уровне назову Юрия Максимова, впоследствии выступавшего за сборную Украины, и Александра Евтушка. Он был уроженцем Джанкоя, и в дальнейшем выступал в «Таврии». Позже перебрался в Англию и играл там!
Из успехов за годы моей работы в команде отмечу победу в Кубке Вооруженных Сил СССР среди «срочников». То есть среди рядового состава, призванного на срочную службу.
Дело это было в 1989 году, а тренировал нашу команду Георгий Георгиевич Судаков.
В этом же году я решил уйти из команды.
Поймите правильно. Мне 34 года. Правильно будет сказать, что уже 34 года.
Перспектив у нашей команды не было никаких. Все на птичьих правах.
Скажет завтра начальство, что команда не нужна, и куда идти?
Матросам та что? Служба да служба. А мне?
Хорошие места естественно заняты, и что? На «коробку»?
И я решил получить хорошую, востребованную специальность. При чем, не выходя из части.
Пошел учиться на водолаза. Окончил курсы, и стал водолазом – инструктором.
В этой должности я и служил до 1997 года. В запас ушел старшим инструктором.
Но уйдя из команды, я не ушел из футбола. Наоборот, я вернулся в него! В настоящий, живой футбол, в котором я был не начальником, а обычным футболистом! А это фантастическое чувство!
И снова началось мое движение по командам. Евгений Евгеньевич Репенков как-то, толи в шутку, толи всерьез, сказал, что я являюсь рекордсменом по количеству команд, за которые играл.
А я честно говоря, никогда не вел учета в каких соревнованиях, и за какие команды выступал. Был просто рад любому случаю выйти на поле, и не отказывал никому. И пусть это будет большой футбол, и пусть это будет футзал, зеленый газон, просто хоккейная коробка, или поле для пляжного футбола, мне было все равно!
Уровень соревнований меня тоже не интересовал. Первенство ЖЭКов, Первенство Крыма, Первенство Украины, спартакиада городского ДСО «Спартак», турнир воинов – афганцев, просто «группа здоровья». Все равно! Главное то, что меня приглашают играть!
Из этого периода особо отмечу, выступления в турнире воинов – афганцев. Уровень турнира очень серьезный. Команды со всего СНГ. Меня, Колю Власова, Игоря Крока, Валерия Чалого, Володю Щетинина пригласили на усиления нашей Севастопольской команды. Мы, естественно, не отказались и пару-тройку лет поиграли в этом турнире.
А по достижении 35 лет началась новая для меня, и, наверное, самая счастливая футбольная пора в моей жизни. Меня пригласили в сборную города среди ветеранов!
Знаете, я ведь никогда не играл на высоком уровне и в хороших командах. По второй группе выступать и подыгрывать за кого-то по первой, это одно, а вот серьезно тренироваться и выступать за такие команды, как «Чайка», «Металлист», и даже «Волна», это уже другое.
Тут все очень просто, или играй, или служи.
Но я видел их игру, и часто играл против них. А уж об играх городских команд мастеров я и не говорю!
Старался не пропускать ни одной!
И вдруг уважаемые футболисты из этих команд оказались в одном коллективе со мною!
Ну разве это не счастье?
Степан Павлов, Володя Щетинин, Сергей Диев, Валерий Чалый, Павел Петров, Олег Жилин, Виктор Сугак, Василий Борис, Володя Кобылко, Владимир Голубев, Коля Власов и многие – многие другие.
Да я готов выкладываться на все 100, 150% для того, чтобы им соответствовать!
Запомнились игры Чемпионата СССР среди ветеранов. Поездки в Таллин, в Краснодар. Особо запомнилось состояние перед игрой, когда очень хотелось показать и соперникам, и зрителям, что мы из Севастополя!
Хорошо запомнились игры Первенства Крыма среди ветеранов.
Здесь была очень теплая, дружеская атмосфера. Что на поле, что после игры. И играть приятно, потому, что никто никогда грубо не сыграет. И после игры также приятно посидеть за дружеским столом, заботливо накрытым нашим начальником команды Иваном Францевичем Глуховским.
Все такое доброе, душевное.
И результаты у нас всегда достойные были. При мне 3 раза «золото» выигрывали, и еще 4 раза «серебро». Вообще за годы выступлений мои команды занимали самые высокие места. Вот только я равнодушно относился к наградам.
Выиграть это одно, а что дали за победу, дело десятое.
Мои награды. А как же в футболе без них!
Когда мне исполнилось 45 лет, меня пригласили в сборную Крыма, которая выступала в турнире, проводившемся в Феодосии. Запомнилось, что турнир был организован благодаря Владимиру Александровичу Шайдерову, меру Феодосии, и игроку ветеранской сборной Феодосии и Крыма. Очень человек любил футбол. И даже умер на футбольном поле. В его честь в Феодосии назвали стадион.
И знаете, раз коснулись этой грустной темы, то хочу сказать самые добрые слова о тех людях, с которыми меня свел футбол, но которых к сожалению, уже нет с нами. И таких, к сожалению, уже много. Особенно из числа тех, с кем выступал за ветеранов.
Светлая Вам память, мои футбольные побратимы!
А живым хочу сказать, чтобы берегли себя в жизни. Ведь нам надо еще выходить и выходить на поле, чтобы получать удовольствие от футбола!
Друзья — ветераны
ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ ФУТБОЛ?
— Нечто такое, о чем невозможно вот так ясно и просто рассказать. Тут и состояние борьбы, азарта, глубочайшие эмоции, поддержка друзей. Какой-то свой мир.
И еще скажу. Футбол, он как наркотик. Настолько увлекает! Два – три дня не побегал, с друзьями не пообщался, и все. Начинается ломка!
Шучу. Но….
ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— После Сальских степей он поразил меня своими пейзажами и конечно же, морем!
При чем море органично вписано в Город. Одно целое!
И я влюбился.
И люблю его до сих пор.
Тут прошла вся моя жизнь, и сюда всегда хочется возвращаться.