Сегодня мне придется рассказать Вам, мои дорогие друзья, очень грустную историю. Нет, сама история вызывает самые хорошие воспоминания и чувства, но вот только конец у неё… Я расскажу Вам о Доме. При чем о доме не в понимании человеческого жилища, а о Доме, в котором главными обитателями были Дух, Душа, Братство и Любовь.
Перед Вами фото 80-х годов. На нем изображен центральный городской стадион «Чайка». Красивый вид на площадь Восставших, и на красавец – стадион «Чайка». Чистенький Город советских времен, родной и ухоженный стадион на котором прошла большая часть моей футбольной жизни! Белый Город, белый стадион.
А теперь вглядитесь в фото. На правой стороне сектора за дальними воротами можно разглядеть некое прямоугольное сооружение, которое при ближайшем рассмотрении окажется строительным вагончиком – бытовкой.
Вот о нем, об этом вагончике, ставшим Домом для увлеченных людей из детско – юношеского футбольного клуба «Виктория», и пойдет речь.
Для того, чтобы Вы, уважаемые читатели, смогли получить полную картину о том, как «Виктория» на двенадцать лет обрела столь необычное пристанище, я приглашаю Вас перенестись в далекий 1976 год, когда я, отслужив срочную службу, вернулся в любимый город, и получил приглашение работать с юношами футбольной команды «Чайка», базировавшейся на одноименном стадионе, считавшимся в городе самым центровым!
Условий для моей юношеской, и для очень скоро появившихся у меня юношеских и детских команд, не было никаких. Тренировались где придется, а переодевались на первых порах в маленькой будочке на южной трибуне, служившей кабинетом для старшего тренера «Чайки» Бориса Захаровича Байтмана. В сечении это помещение представляло собой равнобедренный треугольник, с размером основания, то есть шириной, примерно в три метра, а длиной примерно в пять метров.
Вот там и приходилось ютиться. Надо ли говорить о том, что в хорошую погоду переодевались прямо на трибуне, занося вещи в комнатку, получившую прозвище «каптерка», а в плохую погоду переодевались в ней поочередно.
Эту знаменитую «каптерку» Вы можете увидеть на представленном Вам фото.
Команда старших юношей перед тренировкой на Чайке. Весна 1977 г.
Так продолжалось несколько месяцев, а потом директор стадиона Владимир Сергеевич Гиржов, сжалился над нами, и позволил переодеваться в гостевой раздевалке. Но так, чтобы чистота там оставалась идеальной!
К тому времени я узнал о том, что на стадионе существует велобаза, занимающая две большие комнаты под южной трибуной. По каким-то причинам она не использовалась по своему назначению, и у меня появилось желание завладеть этими помещениями.
Заручившись поддержкой Бориса Захаровича, я отправился к директору стадиона. И он, к моему немалому удивлению, без лишних разговоров распорядился передать мне помещения велобазы.
Таким образом у моей «Виктории» появилась своя база.
По указанию руководства моего спортивного клуба «Севастополь» я вывез на «Вторчермет» находившиеся на велобазе велосипеды, а затем с мальчишками навели порядок в помещениях.
Конечно, две огромные, после «каптерки», комнаты были оглушительно пустыми, но постепенно удалось разжиться кое-какой мебелью. Благодаря помощи неравнодушных людей, из которых я бы особо выделил Леонида Францевича Тущинского, и, конечно моих мальчишек, постепенно мы смогли оборудовать довольно приличную раздевалку, и украсить главную комнату фотографиями и плакатами из журналов «Кепешспорт» и «Стадион». На полочке разместили кубки, завоеванные нами на соревнованиях, и стенды Клубов «100» и «200».
На большом стенде после каждой игры вывешивались оценки. Таким образом мальчишки из разных команд всегда знали, как выступили их одноклубники, и кто особо отличился.
Знаете, мне очень хотелось, чтобы у моего Клуба появилась не столько раздевалка, сколько некое место, где будут отражены и футбольная составляющая, и наши успехи, и наше единство. И чтобы пацаны смогли приходить сюда, как в свой футбольный дом, где им будет хорошо и комфортно. Это должна быть их территория! Я хотел, чтобы они приходили не к самой тренировке, а пораньше, чтобы пообщаться друг с другом и со мной не в условиях тренировки, а неформальной, раскованной атмосфере. Только так могло появиться чувство общности интересов, и какая-то «клановость», если так, можно сказать. Мы должны были стать единой командой, со своими традициями. Думаю, что мне это удалось сделать!
Я всегда с особой теплотой вспоминаю те годы, когда мы становились настоящим Клубом! Становились грозной, известной «Викторией».
Но все хорошее имеет свойство рано или поздно заканчиваться. В городе создали хозрасчетный Футбольный Клуб «Чайка», куда «Атлантика» спихнула профессиональную футбольную команду и базу в селе Озерном. А Севморзавод избавился от ветшающего стадиона. Его передали на баланс Радиозаводу, который по решению горкома партии и стал главным спонсором нового клуба.
И так как я со своими мальчишками в этот клуб не перешел, вокруг моей футбольной базы заходили разные люди. Уж и не знаю, что как они собирались использовать эти помещения?
Скорее всего было просто желание «Взять и забрать! Зачем? А шоб було!».
Несколько лет я отбивался, используя хорошо раскрученный бренд своей «Виктории», но в один прекрасный момент был вынужден «собрать финты в сумку», и перебраться в милостиво брошенную мне «с барского плеча» «каптерку». Ну, спасибо и на этом, так на улице была зима, и не в сугробах же переодеваться пацанам!
Мне снова, как и в начале пути, пришлось искать место под базу. В итоге нас приютил в спортзале «Чайка» директор ДЮСШ СК «Севастополь» Александр Иванович Огиенко. Выделил небольшую комнатку в зале борьбы, которую я не преминул украсить принесенными со старой базы плакатами и фотографиями.
Вроде бы и ничего, но всё это было временным, и не своим. Да и негде было собираться пацанам из разных моих команд. Так можно было потерять наш Клубный дух.
И тут, поехав в Ялту на какую-то игру, я увидел на стадионе строительный вагончик, который ребята-тренера использовали под раздевалку.
Мне эта идея понравилась, и по приезду я рассказал о ней Евгению Михайловичу Степанову, отцу Димки Степанова, моего футболиста из команды 1972 года рождения. Рассказал не просто так, а с учетом того, что Евгений Михайлович был, на всякий случай, главным инженером треста «Севастопольстрой». Тот пообещал подумать.
Время шло, и я уже перестал вспоминать об этой истории. Но в один прекрасный момент, мне позвонили из треста «Севастопольстрой» и попросили не уходить со стадиона в такое-то время. Я с нетерпением ждал, и вдруг, смотрю, идёт машина сопровождения ГАИ, за ней, на трейлере, везут вагончик, а сзади автокран. Вот это была радость!
Его установили в углу стадиона, и он много лет верой и правдой служил моим пацанам.
Если быть точным, то с 1986 по 1999 год.
Надо ли говорить о том, что я горячо взялся за ремонт доставшегося мне сокровища!
Стараниями моих помощников бывшая строительная бытовка скоро приняла подобающий вид для штаб-квартиры уважаемой футбольной организации.
В комнате, где проводились общие собрания, на специальной полочке разместили завоёванные нами кубки, по стенам повесили фотографии.
Игорь Братан и я. Концерт в вагончике. На заднем плане полка с кубками и фото…
Были размещены стенды с фотографиями лучших бомбардиров из «Клубов 100, 200, 300». А в помещении раздевалки повесили карту Крыма с надписью: «Там, где мы бывали», на которой были отмечены города и поселки, в которых мы играли. Карта Крыма! Это сейчас кажется немного смешным, но тогда редко какая детская команда могла так ездить. Даже по Крыму.
А мы, к зависти тренеров и ребят из других городских команд, на «ПАЗике», за рулем которого был очень добрый и порядочный человек Сергей Юнаковский чуть ли не каждую неделю отправлялись на выездные игры. По две – три команды сокращенного состава набивались в автобус, и вперед! Сидели даже на лавочках, установленных в проходе между креслами. И въезжая в родной Город мы все пели «Легендарный Севастополь»!
Вообщем, у нас снова появился свой ДОМ! Знаете, вспоминаю его, и аж слезы наворачиваются от того, что так много связанных с ним тёплых воспоминаний. И я думаю, что не у меня одного.
Ведь столько мальчишек прошли через него, и он на протяжении многих лет дарил нам всем дух гордости, ощущение какой-то исключительности, и футбольного братства!
И я сегодня снова хочу сказать СПАСИБО Евгению Михайловичу Степанову, замечательному, доброму, честному и отзывчивому человеку, благодаря которому у нашего Клуба снова появился Дом. Светлая память Вам Евгений Михайлович и Царствие небесное.
Так же огромную благодарность хочу выразить Александру Павловичу Прокопенко, отцу Жени Прокопенко, вратаря команды 1977 года рождения. Палыч, будучи главным снабженцем Севморзавода, выделил мне материалы для отделки помещений, и посодействовал в изготовлении в одном из заводских цехов решеток на окна в виде футбольных мячей по сделанным мной эскизам. Мне так хотелось, чтобы у нашего клубного Дома все было красиво.
Ну согласитесь, обычная оконная решетка какие эмоции будет вызывать? Да по большому счету никаких! А тут и глазу, и сердцу приятно! Вагончик голубой, сама решетка зеленая, под цвет футбольного поля, а мячи белые. Человек со стороны посмотрит и скажет: «Сразу видно, что здесь живет футбольный народ»!
Команда 1981-82 гр на Чайке у вагончика
Много добрых людей помогали мне в ремонте и благоустройстве нашего клубного дома. Спасибо им огромное за помощь! Но, не побоюсь показаться нескромным, главный труд все-таки пришелся на мою долю. Столько смежных профессий пришлось освоить. И плотник, и маляр, и дизайнер! Иной раз глянешь, сколько предстоит сделать, и ужасаешься. Вот тогда я в полной мере понял смысл, заложенный в пословицу – «Глаза боятся, а руки делают»!
Тут главное – начать. Ведь дорога длинной в тысячу миль начинается с одного шага.
Помню, как перед покраской железной щеткой и наждачной бумагой зачистил от старой краски весь вагончик, затем обработал специальным обезжиривающим составом и грунтовкой, а потом валиком и кистью покрасил. Мои малые, конечно, помогали как могли, спасибо им, но ведь они малые. А я за два дня такой работы ни рук, ни поясницы не чувствовал!
Зато помню, как после окончания процедуры покраски специально отошел метров на пятьдесят от вагончика, не оглядываясь на него. Хотел увидеть его сразу весь! Постоял, выдохнул, и обернулся. И какой восторг! Какая красота!
Внутри тоже все было достойно. Особо отмечу белые занавески на окнах. БЕЛЫЕ! Как и внутренняя сторона входных дверей. Это было сделано специально. Чтобы приучить моих мальчишек к красоте и порядку. Ведь на белом фоне любая грязь заметна сразу!
И тогда можно было при всех сказать виновнику – «…как же ты, малой поросенок, можешь говорить о том, что гордишься и любишь «Викторию», если даже в таких мелочах показываешь свое неуважение к клубному Дому?»
Сразу скажу о том, что белые занавески у нас сохраняли свою белизну довольно долго, да и двери на улицу ногами никто не распахивал.
И еще. После каждой тренировки дежурные наводили порядок в помещениях. До мытья полов правда редко дело доходило, а вот пол подметался постоянно!
Себя надо уважать!
Как я уже говорил, наш Дом служил нашему Клубу на протяжении долгих лет.
Вот посмотрите на фото. На нем команда 1977 года рождения в 1992 году после победы в Первом Чемпионате Украины среди школьников. А справа, в глубине вагончик.
Команда 1977 г.р. — Чемпион Украины. На фоне футбольных ворот и вагончика.
Я сейчас посмотрел на это фото, и вспомнил, как Пашка Пятыгин и Серега Дранов совсем малыми пацанами с молотком и отверткой крепили к стенам конструкцию рундуков. Наш клубный Дом создан нашими же руками!
Кроме команд с которыми работал непосредственно я, здесь в отведенное время находились и другие клубные команды. Мальчишки, занимавшиеся у Игоря Евгеньевича Дмитриевского, и у Валерия Васильевича Рыбачка. И все они внесли свой посильный вклад в создание и содержание нашего клубного Дома.
Вспоминаю, что наш рабочий день был расписан поминутно. Места то в вагончике было мало! Но ничего, в тесноте, но не в обиде! Зато мы в полной мере ощущали себя Клубом, потому что наши мальчишки знали всех своих одноклубников, независимо от возраста, и всегда готовы были поддержать своих товарищей, а если надо, то старшие могли и спросить с младших за поведение и неподобающий для Клуба результат выступлений.
Вот это наверное и делало нас настоящим Клубом.
Награждение победителей на празднике Дня Футбола в 1993 году. На дальнем плане вагончик.
Кстати, бывало, что у нас переодевались и другие городские детские команды. Например, играется турнир на стадионе «Чайка». Ну не на трибунах же гостям переодеваться? По закону гостеприимства, делились помещением. Гостям предоставляли раздевалку, а сами устраивались в комнате, где проходили общие собрания.
Скажу о том, что некоторые тренеры, насмотревшись на интерьер нашего клубного Дома, тоже стремились красиво оформить свои раздевалки. И фотки, и плакатики на стены вешали, да и вообще для своих малых старались. Я всегда такое только приветствовал!
Раз речь зашла о моих коллегах, тренерах, работающих в городском детском футболе, то для них вагончик стал чем-то вроде клуба неформального общения, где можно было в дружеской обстановке обсудить многие вопросы методики преподавания и решить спорные, и порой животрепещущие вопросы, непременно возникающие в процессе творческой работы. Немало моих друзей приходило сюда на теплый свет его окошек.
Со временем он даже стал достопримечательностью. Известный спортивный журналист Владимир Андреевич Мелянский даже как-то опубликовал в главной городской газете статью, посвященную ему. Уже не помню, как она называлась, но что-то похожее на «футбольный вагончик счастья».
В 1999 году рынок полностью вытеснил футбол со стадиона, и наши юношеские команды перебрались тренироваться на флотский стадион, где сразу встал элементарный вопрос о том, а где мальчишкам переодеваться?
Ведь флотский выглядел как после войны. Недаром американские моряки приходившие с дружеским визитом в Севастополь, попав на стадион, делали фото на память и называли его «Чечней»!
И тогда я нанял трейлер, нанял кран, и отвез наш клубный Дом на новое место приписки.
Мой воспитанник Эдик Горохов, трудившийся индивидуальным предпринимателем, сделал ему капитальный внешний ремонт, и началась новая жизнь нашего Дома.
С той поры и находится вагончик на флотском стадионе. Перестал существовать детско – юношеский футбольный клуб «Виктория», ставший основой футбольной Академии ФК «Севастополь», но наш Дом продолжал служить Севастопольскому детскому футболу. И рад бы служить дальше, но пришла беда. Причем, вполне ожидаемая.
Началась капитальная реконструкция флотского стадиона. Столько лет ждали, и вот дождались того светлого часа, когда наконец — то для флота будет построен современный спортивный комплекс! Но вот только старому футбольному вагончику не будет на этом красавце места.
Знаете, умом я это понимаю, а вот сердце болит, и слезы на глазах. Ведь столько связано с ним! Частичка меня самого навечно осталась в нем.
Признаюсь Вам, в том, что я смалодушничал. Не нашел сил прийти на флотский стадион попрощаться с ним. Позвонил ребятам – тренерам, работавших с мальчишками на флотском стадионе, попросил снять и принести мне карту Крыма «Там, где мы бывали», которая все эти годы, а это больше ТРИДЦАТИ лет, висела на стене раздевалки. На память.
О моей «Виктории», о нашем клубном Доме!
Извини меня, за мою слабость. Но я не могу, и не хочу видеть тебя таким немощным и жалким. Для меня это как прийти к постели уходящего в лучший мир друга, которого помнишь молодым, сильным и веселым. А если говорить о тебе, как о Доме, то что может быть горше, чем стоять у развалин когда-то созданного самим и такого дорогого для меня здания, в котором прошла моя боевая молодость, где когда-то громко и весело звучали голоса моих друзей, играла музыка и слышались песни, строились грандиозные планы, царили дух радости, братства и любви. А сегодня здесь пустота.
Самое страшное, что, я не знаю, как тебе помочь. Боюсь, что в открывшемся нам новом, прекрасном мире, не найдется места прошлому.
Но я хочу сказать тебе слова самой горячей и искренней благодарности! Благодарю тебя за то, что ты был у меня, у моих друзей и единомышленников, и у многих Севастопольских мальчишек. А еще я постараюсь в меру своих скромных возможностей оставить память о тебе, написав для книги о Севастопольском футболе рассказ о том, кем ты был для нас. Книга живет долго, и я буду очень рад от осознания того, что теперь и ты будешь жить в ней. Долго жить.
Еще раз, БЛАГОДАРЮ тебя!
Супер, спасибо большое Вам. Благодаря таким Людям, как Вы эти мальчишки становятся Людьми!
«Евгенич» — так мы его называли. Всегда вспоминаю те времена с теплотой и трепетом. Его щекотные усы, — когда он хвалил, и эту ноту «:)ля», — когда он отчитывал по делу. Все воспитанники его любили и уважали. Он — непререкаемый авторитет! Многим мальчишкам вагончик был вторым домом, «Виктория» — семьёй, а тренер, — как отец родной, и даже больше. Теперь я сам — папа, а моего бати уже давно нет на свете…(Отец говорил, что Севастопольцы должны поставить памятник Репенкову Е.Е. ещё при жизни!) Ясно вижу, сколько он вложил в нас, желторотых безусых юнцов, любви, доброты и правильных понятий. Евгений Евгениевич,… Подробнее »
❤️