Родился в Севастополе в 1971 году. Не могу сказать, когда именно я приобщился к футболу, а помню только то, что это произошло на спортивной площадке, что была во дворе дома по улице Очаковцев 60. Сейчас на ее месте стоит жилой дом.
Вместе со мной на этой площадке гоняли мяч Гена Дзюбенко и Костя Мельник. И думаю, что в школу я тогда еще не ходил, потому, что со школьными годами связано воспоминание о том, что как-то из школы меня забрал с собой на тренировку мой сосед по подъезду Костя Мельник, старший товарищ по играм на площадке, и отвел на стадион «Чайка», где находился известный все городским мальчишкам детский футбольный клуб «Виктория», возглавляемые не менее известной личностью, Евгением Евгеньичем Репенковым. Костя занимался в «Виктории», наверное, увидел во мне что-то футбольное, а может быть выполнил мою просьбу.
Так я и начал заниматься в «Виктории».
Команда ВИКТОРИЯ 1972 г.р. на тренировке в 1981 г
Сегодня многие из ощущений того визита забыты, но остались воспоминания том, что на меня большое впечатление оказала раздевалка клуба. Это Вам не школа с ее переодевалкой! Здесь было именно то место, где собираются единомышленники!
Кубки, плакаты, фото и самое главное, необычная и захватывающая атмосфера! Казалось, что я попал в какой-то храм футбола, настолько этим футбольным духом была насыщен воздух этого помещения!
Не знаю, может у меня такое впечатление сложилось потому, что я был очень мал. Как-никак первоклассник! Но самое удивительное в том, что и с годами ощущение этой атмосферы футбола при посещении раздевалки нашего Клуба, у меня никогда не пропадало, а с годами наоборот усиливалось!
И еще! Туда тянуло! Какая – то удивительная аура футбола, единства и родства.
Знаете, про «Викторию» написано много, и поэтому, я бы не хотел повторяться. Просто скажу о том, что я очень благодарен Костику «Коту» Мельнику за то, что он когда-то отвел меня в этот удивительный мир футбола! Спасибо тебе Костя!
Несколькими самыми яркими воспоминаниями я все-таки с Вами поделюсь. Просто потому, что мне это очень дорого.
— отчеты и оценки. Волнительный момент! После каждой игры Евгеньич вывешивал в раздевалке на доске объявлений отчет о проведенной игре, в котором каждому игроку выставлялись оценки. За первый и второй тайм, и общая за игру. О если бы Вы знали, с каким волнением мы ждали эти оценки!
— дневники. По просьбам родителей, и по неоднократным обращениям учителей, Евгеньич взялся бороться с плохой успеваемостью. Катастрофы в учебе, правда не было, но мы же люди творческие, как никак футболисты! Вот только это родителям и учителям не расскажешь! Поэтому и «наехали» они на Евгеньича, с целью содействия. Он отнесся к этой теме творчески, и теперь, раз в неделю мы обязаны были представить ему свои дневники. А дальше по определенной системе расценок и коэффициентов учитывалось количество негатива и делилось на количество сданных к просмотру дневников. Полученная цифра являлась количеством штрафных кругов по дорожкам стадиона «Чайка». И «…поехали»! Причем бежала вся команда!
— утренние тренировки. У нас к этому времени уже был спецкласс, и поэтому в расписании на день числилось две тренировки. Первая, в 07.30 утра.
Особо запомнились тренировки в спортзале на матах. Я ведь был вратарем, и у меня это были занятия по специализации. Специального тренера по работе с вратарями тогда и в команде мастеров не было, поэтому Евгеньич лично занимался с нами, и я помню, как он прыгал на татами, показывая правильные броски за мячом! Он ведь сам когда-то играл в воротах, и, наверное, поэтому у него получалось, очень, кстати, доходчиво! А к тому же еще бы, личный пример!
— обслуживание игр команды мастеров на «Чайке». Мы их так ждали! Бог с ней, с самой игрой! Мы ждали перерыва для того, чтобы самим выйти на газон лучшего футбольного поля в городе. Такая радость, такой энтузиазм! А сколько зрителей смотрело на тебя!
— поездки в Москву на турниры, бутцы «Клаус Фишер» и «Пауль Брайтнер». Шуршащие ветрозащитные костюмы неведомо где добытые Евгеньичем.
А каким «толкачем» он был! Мы еще учились в восьмом классе, а он смог убедить главного тренера команды мастеров Геннадия Ефимовича Макарова в том, что меня и Пашку Гладущенко необходимо привлекать к тренировкам главной команды.
Из времени того пребывания в команде мастеров запомнились Василий Борис в роли комсорга команды, Алексей Рудыка в качестве наставника по вратарскому искусству, и Степан Степанович Павлов как главный идеолог «работы над развитием смелости».
Последняя тема заключалась в том, что когда мы находились на сборах на базе команды в Озерном, то тренироваться приходилось бегать на поле, находившееся где-то в километре от базы. А на пути было русло речушки, через которое была перекинута металлическая и скользкая в это время года труба. Высота от воды до трубы была где-то около двух метров. И надо было перебежать по ней, и не свалиться в речку!
При всех этих преференциях, заключавшихся в том, что меня и Пашку привлекали к тренировкам в главную городскую команду, Евгеньич всегда подчеркивал, что «в футбол по блату не играют», и нам надо дополнительно работать над собой. И мы с Пашкой пахали и пахали! Ускорения, барьеры, многоскоки, и ежедневно по два раза в день, не считая тренировок! И все потому, что хотелось стать игроком команды мастеров!
Не знаю, читают ли мои слова молодые футболисты, но хотелось бы донести до них самое главное – ребята, без Вашего самостоятельного труда Вы ничего не добьетесь! Как в футболе, так и в жизни!
Когда я учился в 10 классе, то меня заявили в Первенстве Украины среди команд второй лиги. Говорить о том, что на меня рассчитывали со временем, как на основного вратаря, не приходилось, но тем не менее, на скамейке запасных я появлялся, а в матче с харьковским «Маяком» состоялся мой дебют.
ПФК Чайка 89
По мере того, как приближалась дата моего восемнадцатилетия, на горизонте замаячила армия.
В Советском Союзе служили все!
А для футболиста, к тому же молодого футболиста, армия была совсем не к чему! Два года на службе автоматически ставили крест на перспективах карьеры профессионального футболиста. Что делать, как выходить из складывающегося самым нехорошим образом положения.
И тут на горизонте появился наш севастопольский футболист Олег Агапов. Он в свое время покрутился в Польше, а сейчас обретался в Сумах, выступая за клуб второй лиги.
И появился в Севастополе он не просто так, а с целью рекрутировать молодых ребят для команды «Химик» Сумы, выступающей в Первенстве Украины среди коллективов физкультуры. Олег рассказал об обещаниях руководства клуба решить вопрос со службой в армии, путем зачисления на учебу в местный институт.
Тема очень даже неплохая и привлекательная. Евгеньич, к которому мы обратились, очень ее рекомендовал, и вот уже я, Пашка Гладущенко и Андрюха Карацюпа поехали в Сумы.
Правда, по приезду оказалось, что ситуация немного изменилась, и по ряду обстоятельств я оказался не в «Химике», а в «Автомобилисте». Эта команда в то время выступала в Первенстве Украины по второй лиге, а главным тренером был легендарный игрок киевского «Динамо», Мастер спорта СССР Международного класса, Михаил Иванович Фоменко.
Что могу сказать о нем и о том времени. Кроме того, что Михаил Иванович был для нас легендой, он был грамотным и очень требовательным специалистом. Правда, при организации и проведении учебно-тренировочных занятий особый упор был сделан на физической подготовке и бойцовских качествах. Каждая тренировка, это как бой, последний бой!
Все игроки экипировались очень тщательно! Бывало, что и по две пары щитков одевали. Серьезно! Ведь у Михаила Ивановича и негры головой подкаты делали!
Из тем теоретической подготовки особой популярностью пользовались просмотры матчей английской Премьер-лиги, с ее постоянной борьбой и заряженностью на результат. Нам показывали нарезки из ее игр, а потом наши игры. Типа, сравните на соответствие!
Вообще скажу о том, что Михаил Иванович удивительно целостная личность! И личность футбольная! До мозга костей!
Автомобилист Сумы
При нем мы вышли в первую лигу, и именно из нее, прямо с тренировки Михаила Ивановича увезли в «Динамо» Киев.
Основным вратарем был Сергей Васильевич Страшненко, Мастер спорта СССР, в свое время поигравший за «Пахтакор». Мне 1971 года рождения, он, родившийся в 1954 году, казался глубоким ветераном!
Я очень благодарен ему за помощь, оказанную мне! Он поверил в меня, и в дальнейшем старался помогать мне.
Из многих игр, проведенных в первой лиге, особо запомнилась игра в Севастополе. Да-да, на дворе был 1992 год, и в тот год Севастополь выступал в первой украинской лиге.
Уж чего я не ожидал, так того, что Михаил Иванович назначит меня на эту игру основным вратарем. Чем он руководствовался не знаю, но для меня это был шанс заявить о себе!
Сказать о том, что я волновался, значит ничего не сказать! Родной город, родной стадион, на котором занимался в детстве. Даже мальчишки, подающие мячи были из моего же родного клуба «Виктория»! А на матче присутствовали и мой первый тренер, и родители, и друзья!
Мы тогда сыграли вничью 0:0, и я был счастлив!
После ухода Михаила Ивановича в Киев дела в нашей команде пошли плохо, и все шло к тому, что мы вернемся во вторую лигу.
И тут появился один человек, приехавший из Польши, и предложивший мне попробовать себя там. Честно скажу, что больших денег не предлагали, так как команда, в которую мне предлагали приехать, была довольно средненькая. Но мне очень хотелось попробовать на вкус зарубежный футбол. И с чего-то же надо было начинать! Поэтому я решил принять приглашение и в итоге оказался в городе Хелм, в команде «Граница», выступавшей в третьей лиге. По нашим меркам, это примерно вторая.
Что сказать о команде? Полувоенная команда, что-то типа спортроты, но с участием гражданских.
Мне по большому счету было все равно где она играет, и как. Главное было оказаться в польском футболе и адаптироваться в нем. Поэтому эта команда меня как нельзя устраивала.
Граница Хелм
А по прошествии времени меня пригласили в команду «Висла» из Сандомижа. Тут уже был профессиональный уровень! Можно было и тренироваться серьезно, и рассчитывать на то, что на тебя обратят внимание.
И скоро так и произошло. Мы были на сборах в Венгрии, и меня пригласили в команду ФК «Кишкереш — Штадлер». Главным тренером в ней был известный Иштван Дьердьевич Шандор, а помогал ему не менее известный у нас в стране по выступлениям за ЦСКА и ростовский СКА Вильгельм Павлович Теллингер. Кроме них в команде хватало футболистов из Украины.
Что представлял собой «Штадлер»? Начнем с того, что располагался клуб в селе Окосбоу, рядом с городком Акасто. Это что-то типа нашей Новопавловки. Но стадион был одним из лучших в Венгрии. И все это благодаря одному только человеку. Его фамилия и была названием команды. Штадлер.
Что-то вроде нашего Камо.
Штадлер
Команда выступала в первой лиге. По нашим меркам это высшая лига. Я практически все игры проводил за дублирующий состав, так как для основы был молод.
Для того, чтобы оббился во взрослом профессиональном футболе, меня отдавали в аренду. Например, в ФК «Байо». Главная проблема заключалась в языке. Ведь я играю в воротах, и должен руководить обороной, а на поле с помощью пальцев с игроками объясняться ведь не станешь!
В Польше все было легко и просто. Много слов из русского и украинского языков, и ты быстро встраиваешься в языковую среду, а венгерский язык не на что не похож! Он совсем другой!
И ты без его знания просто инопланетянин. И на поле, и в жизни! Поэтому учил язык, а точнее просто зубрил, заучивая слова и фразы.
Что касается венгерского футбола, то скажу, что в целом болельщикам этой страны нравится артистичная, яркая игра. Уровень самого футбола высоким, европейским я бы не назвал.
Что отметил бы особо, так это профессиональные отношения к тренировкам, играм. Перед игрой никаких тебе заездов «на режим». Все на своих машинах приезжают в день игры в обговоренное время на базу, и все. Хотя скажу, и у поляков все было точно также! Больше доверия к людям, но скажу, что и жесткости больше. Попался, не обессудь, договориться не удастся! Не надо никого дурить! Европа!
Вот так я и играл в Венгрии, пока мне не позвонил Сергей Васильевич Страшненко. Он в то время был в команде из Самотлора, и решил перетащить меня к себе. Долго уговаривал, и в итоге я «повелся». Полетел в Ялту, где эта команда находилась на сборах. А там в это время произошла смена главного тренера! Представляете как я попал?
И, естественно, новый главный тренер на меня никак не рассчитывал! Что делать? Ну не возвращаться же снова в Венгрию?
Правда, через какое-то время, Сергей Васильевич, понимая, что именно он стал невольным виновником того, что я оказался не удел, позвонил и пригласил в перволиговский «Нафтовик» из Ахтырки, где он устроился помощником главному тренеру Александру Петровичу Довбию, известному украинскому футболисту.
Нефтянник Ахтырка
Я не стал медлить и принял предложение. Играл там до того времени, пока не погиб хозяин команды. С его смертью дела не задались, и я понял, что надо искать новое место работы. Вспомнил старых товарищей по выступлениям в Польше, они пригласили в команду «Далин», за которую выступал два года, а в итоге оказался в команде «Погонь» из Лежайска, где и играл до 2007 года.
ПФС Севастополь
В тот год мне исполнилось 35 лет, и с настало время с карьерой вратаря «завязывать». Были неплохие предложения, но потянуло домой, в Севастополь. Все-таки, знаете, играть где-то на чужбине, это одно, а устраиваться серьезно работать, это другое.
Вернулся домой, присмотрелся. В городе в то время был футбольный бум! Команда показывала яркую, атакующую игру, и уверенно вышла в первую лигу. Да как потом оказалось, не просто вышла, а и стала лидером в ней! А скоро пошли разговоры о том, что такой команде пора и в Премьер – лигу выходить!
Вот только мне в этой команде места не было. Вратарь, это ведь вещь штучная, особая, а в Севастопольской команде уже были Саня Сокоренко, и молодой Игорь Литовка. Куда мне, в свои 35 лет с ними тягаться. Тем более, что за столь долгое время отсутствия в Городе, кто меня здесь помнил.
Но тут поступило предложение из пляжно-футзального клуба, ПФС «Севастополь». Эта команда была создана по инициативе председателя федерации футбола Севастополя Александра Львовича Красильникова, и финансировалась Сергеем Гоголинским. Главным тренером был сначала Александр Андрейченко, а потом Валерий Чалый.
Я принял предложение. Ну, а почему не согласиться помочь родному Городу?
Вот и играл, что на пляжном футболе, что в футзале. Не смотря на скромное финансирование удалось выйти в высшую лигу футзала Украины!
Погонь Лежайск
Не знаю, как дальше бы развивалась мое сотрудничество с ПФС, но тут мне позвонил Евгений Евгеньевич Репенков, бывший вице-президентом и спортивным директором в уверенно выступавшем в первой лиге ПФК «Севастополь». Его мечтою было создание в Севастополе футбольной Академии, готовящей резерв для своей Севастопольской команды.
Мы еще не завоевали право выступать в Премьер-лиге, где наличие Академии будет обязательным условием, но Евгеньич думал об этом, и создавал ее. И спасибо Александру Львовичу Красильникову, который поддерживал Евгеньича, несмотря на то, что все финансирование шло из его кармана!
Кстати, в Академии потом нашли работу многие известные севастопольские футболисты, не нашедшие себе применения в футболе. Благодаря Евгеньичу, придумавшему для Академии комплексную научную группу, и настоявшему перед руководством ФК «Севастополь» о ее необходимости, большую пользу нашему детскому и юношескому футболу смогли принести и Степан Павлов, и Сергей Диев, и Валерий Чалый.
Меня приняли на работу на должность тренера по работе с вратарями в Академии, и проработал я в этом детище Евгения Евгеньевича до самого последнего дня ее существования.
И знаете, если дай Бог снова у Евгеньича снова что-то получится, то он сможет смело рассчитывать на меня! Потому, что эта работа творческая, и направлена для пользы моего Города! И потому, что это значит быть в футболе!
ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ФУТБОЛ?
— боюсь показаться неоригинальным, но это то, что сформировало меня как личность.
ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— наверное самое главное о чем хочется сказать, так это о том, что он моя Родина! И то, что такое Родина, познается именно на чужбине. Как-бы там хорошо не было, но там все-таки чужбина, а здесь ….
И особо хотел бы еще сказать отдельное спасибо моему Городу за то чувство Гордости, которое я испытывал тогда, когда видел реакцию людей на мой ответ, откуда я.