Родился в Севастополе. Отец – флотский офицер, а матушка преподаватель в балетной студии.
Практически все детство прошло в Комсомольском парке. Кстати, его и тогда, и сегодня называют еще и Детским парком. Первое название произошло от того, что создавали этот парк комсомольцы, а второе название естественно пошло от того, что в парке размещались детские аттракционы.
Была там и футбольная площадка, которая находилась на месте современного футбольного поля.
Что она из себя представляла? Да просто площадку, засыпанную морским песком с вкраплением ракушек. И на этой площадке были установлены деревянные ворота. Вот и все.
Вот там я и сделал первые свои удары по мячу. По резиновому мячу за 80 копеек, приобретенному в Детском мире.
Надо ли говорить о том, что все свободное время я проводил с друзьями на площадке.
Правда на пару лет в моих занятиях футболом произошел перерыв, так как уезжал из города. Отца откомандировали на Кубу. Служба!
И должен Вам сообщить о том, что на эти пару лет с футболом я завязал. По той причине, что на Кубе просто никто не знал о такой игре!
Лапта, которую они называют бейсболом, пожалуйста! Двенадцать каналов по телеку, пожалуйста! А футбола не было!
Ну не называть же им ту хулиганскую игру с регбийным мячом, в которую играют облаченные в шлема и защитные доспехи американцы!
По возращении на Родину я немедленно принялся наверстывать упущенное в футболе. Вот только жалко, что времени на него выпадало мало.
Почему? По семейным причинам.
Думаю, что Вы представляете, кого хотела из меня воспитать моя мама, будучи работником культуры? Конечно музыканта! Фортепьяно, сольфеджио, пианиссимо…
Правда, мне все-таки удалось перевестись с фортепьяно на струнные, но к футболу это никакого отношения не имело.
Футбол шел по остаточному принципу!
Но, я выскажу может быть парадоксальную мысль. В музыке и в футболе много общего!
И все потому, что и там и там необходимо обладать интеллектом, чувством прекрасного, даром гармонии. Для меня и то и другое, это ИССКУСТВО!
Поэтому я считаю, что мои занятия музыкой во-многом помогли мне в моих занятиях спортом!
Сборная СССР — сборная Бразилии. Июль 1965 г.
В 1965 году в СССР случилось событие эпохального масштаба! К нам приехала сборная Бразилии!
Во главе с легендарным, великим ПЕЛЕ!
Вы не представляете, с каким вожделением мы ждали этой игры!
Кроме великолепного зрелища, она еще и дала нам толчок для самостоятельной работы над собой. Мы во дворах самостоятельно, подчеркну – САМОСТОЯТЕЛЬНО, работали над увиденными у бразильцев приемами футбольной техники. Удары внешней стороной стопы, удар «три пальца», знаменитый «сухой лист»!
При чем, заметьте видеозаписей не было, профессиональных наставников не было. Просто мы, во время всего только один раз увиденной нами игры, запомнили, как выполняются эти приемы. На глазок, конечно! Ну а уже непосредственное изучение шло на площадках, где мы методом проб и ошибок исполняли эти элементы. Сколько споров, сколько мнений!
Из соревнований времени моего детства запомнился, конечно, «Кожаный мяч»!
Почему? А потому, что в этих соревнованиях участвовали пацаны со всего города. Столько команд!
Ну вот смотрите. Я жил в районе Комсомольского парка. Центральный рынок, Одесская, Очаковцев, Большая Морская. Небольшой район. А в нем аж три подростковых клуба! «Алые паруса», «Олимп», «Дельфин». И каждый выставлял по команде, а то и не нескольку!
Столько мальчишек было!
Конечно, не могу вспомнить сегодня имен всех педагогов – организаторов, работавших в этих клубах. Но кого-то помню. Шенгур, Ильина, Загольская Надежда Яковлевна – участница Великой Отечественной Войны.
Игры проходили на Северной, и в Стрелецкой, на легендарной уже в то время «Марокане».
Условий никаких, но нас это не смущало. Переоделись на свежем воздухе у футбольного поля. После игры попили водички из крана, обмыли пыль и кровь, и вперед, до следующей игры!
В 1971 году в Компарке построили первую хоккейную коробку. Правда продержалась она не долго. Борта опирались на деревянные стойки, и под натиском болельщиков вся эта конструкция рухнула. Построили новую.
И там начались зарубы!
Ну, летом группы здоровья в «дыр — дыр» гоняли, а с осени по весну хоккей! При чем напишите именно так – ХОККЕЙ!
Чему удивляться? В те годы хоккей для гражданина СССР был и страстью, и мечтой, и любовью, и объектом гордости! За себя, и за свою Страну!
Не стали исключением и мы. Жадно смотрели матчи по «телеку», благо, что было что посмотреть! И Чемпионат Союза, в отличии от футбольного был ярким и захватывающим, а тут еще игры Чемпионата мира, «Кубок вызова»!
В Союзе был хоккейный бум, и естественно в Севастополе!
Старались подражать мастерам хоккея из «телека». Кто «жувку» где-то добудет, и ребятам на игру принесет, чтобы, во время матча ее жевать, уподобляясь канадским профессионалам. Кто-то на форме какие-то трафареты набьет, типа Монреаль Канадиес. Кто чехлы для транспортировки клюшек сошьет. На игру ведь каждый хоккеист должен был иметь несколько клюшек. Ведь ломались! Фабричные были редкостью, и мы самостоятельно в подвалах осваивали плотницкое и столярное дело. Помню ценились шахматные доски. Из них отличные битки получались!
Хорошая клюшка – половина успеха!
Для меня клюшка стала чем-то вроде гитары. И та, и другая живые! И та, и другая, позволяли такие сольные номера проделывать!
Сильными командами в то время были местный «Альтаир», за который выступал я, «Рифы» с Инженерки, «СКМ» с Матюхи.
У нас блистали Валя Леонов, Серега Кравцов, Саня Коробцов. Из северских никого уже не помню, а у матюшенских выделялись Кальяри, Жираф, и Жека Репенков в воротах.
Забить ему было крайне тяжело. Помню я его при выходе один на один пытался поймать на паузе. Бесполезно. Он даже на вторую паузу не повелся. Просто стоит, а потом, раз и у меня мяча уже нет!
Вот так до призыва на срочную службу и играл летом в «дыр-дыр» на коробке, зимой там же в хоккей!
Призвали, и направили с судоремонтный батальон на 13-й завод ЧФ. Играть на гитаре в ансамбле «Поющие бризы». Футбол тоже не бросал. Играл за тыл флота на Первенство гарнизона. Даже выиграли турнир, организованный кем-то среди ансамблей!
Дембиль, я снова окунулся в атмосферу родного Компарка!
Скажу, что в те годы там, на хоккейной коробке был, наверное, неформальный городской центр ФУТБОЛА! Футбола на любой вкус! Футбола для Души!
Кого только здесь не было!
И «чайники», и игроки футбольных команд, выступавших в городских соревнованиях, и ребята из команды мастеров.
Витя Тюкаев приходил с друзьями из МГУ. Два брата Лисеченок. Саня и Женя. Женя в МГУ профессором был, а на равных с нами гонял мяч. Футбол ведь очень демократичная игра. Всем все равно кто ты есть за футбольным полем. Вышел, соответствую! Не можешь, не выходи!
Валера Чалый приезжал с Сахарки. Он много работал над собою, и не упускал возможности погонять «на вылет» дополнительно к тренировкам в команде.
Володя Науменко, Валера Петров – лидеры команды мастеров тоже не считали для себя зазорным появиться и поиграть вместе с народом.
Олег Здоренко, в то время почти легендарный футболист, Володя Щетинин, Саня Гуйганов, Василий Борис нередко тоже появлялись на коробке.
Помню, как Славу Рядинского взяли в команду «Атлантика», и на первой тренировке ребята из команды его подначили – в Компарке тебя уже проверили перед командой мастеров?
Скажу, что подначки были в ходу.
Саня Гуйганов приехал на несколько дней из «Динамо» Киев. Приехал побегать в Компарк, а его «травят» — «…да нет, Саня, ты сюда пока не готов»!
Саня Котов как-то привел Саню Михея. Тот был обут в китайские кеды. Ему за них так рассказали! Вообщем, не зевай! Народ за словом в карман не лез! При чем все это были дружеские подначки. Безо всяких продолжений по окончании группы.
Чалый приходил. Тот, который Леша. А сейчас, Алексей Михайлович.
У него был ромбиковый мяч, и он его берег. На коробке им не играл. Просил меня передачи ему делать на гаревом поле. Я простреливаю, навешиваю, а он «исполняет» из любых положений.
Он такой, настырный и целеустремленный. И правильный, как немец! На хоккейной коробке часто с нами рубился. Сильный, смелый, быстрый, но техника у него хромала. Ему большое поле подавай!
Именно здесь, на коробке начинал свои футбольные университеты мой сосед Вадик Пауков.
Здесь была заложена его футбольная техника, и воспитан его характер.
В Компарке. Саня Гуйганов, я, Вадик Пауков, Саня Петров, Геша Аверков.
А вот где я особенно оттягивался, так это в играх с боксерами!
Те часто приходили бегать в Компарк. Для них футбол, это лучшее средство физподготовки. И общей, и специальной.
Их тренер, Григорян, ставил условие, что проигравшие будут или отжиматься до упора, или бежать дополнительный кросс.
Мой появление на поле он только приветствовал! «Давай, Леха. Надери им задницы»!
А я там, среди них, как Гарринча! Раз между ног, второй! А то и по два, а бывало и по три раза мог «прошнуровать» одного и того же. Они умирали!
Помню, как на большой площадке зимой всегда разыгрывалось зимнее Первенство города по мини-футболу. Каких только команд здесь не было! Мужики с удовольствием приходили побегать в мини.
Самым амбициозным среди футбольных менеджеров был Серега Панкратов. «Только победа!» — такой девиз был у его команды «Общепит». И бывало ему удавалось добиться желаемого. Тога о его успехах писали в «Славе Севастополя».
Вокруг Сереги собралась компания его друзей, приятелей. Погонять в футбол, почесать в удовольствие языки.
Какие колоритные личности!
Сам Серега с императорскими усами и такими же амбициями, Ганс, Пельменьщик Палыч, Оса, Олежонок, Нита, Серега Мантур, Сугак Виктор Федорович, Жилин Олег Палыч, Ольховик, Ваня Бучатский, Валера Ладога. Ну и много других людей к ним подтягивалось.
Сначала они бегали на газоне стадиона «Чайка». На этом поле не играл и не тренировался никто кроме команд мастеров. Но тем не менее Серегина компания уверенно топтала священный газон главного стадиона города! Как Панкрату удалось решить этот вопрос с директором стадиона Владимиром Сергеевичем Гиржовым – загадка.
А потом вся компания перебралась в спортивную школу № 1, что на Частника. Футбольный народ травил, что мол поле на «Чайке» оказалось слишком неподходящим. С ихней футбольной техникой у них не получалось остановить, принять и отдать мяч. Он все время или улетал, или укатывался. На саму игру уходило меньше времени, чем на то, чтобы сходить за мячом, а потом ввести его в игру! Вот и перебрались на маленькую, асфальтовую, но с ограждением по периметру!
И вот там по выходным стали проходить воистину эпические битвы.
Боже, мне очень сложно передать то, что там творилось! Представьте себе эту небольшую клетушку, огражденную высоким металлическим ограждением, звенящим как струна, когда в него попадает мяч, или человек!
И вот на ней бьются, именно бьются две команды человек по пятнадцать!
И еще пара таких же команд азартно ждет того момента, когда с площадки прогонят проигравших!
Звон, крик!
Торговцы с рынка смеялись – «… ваш «ор» мешает нам считать выручку»!
Каких-то правил кроме того, что играть руками нельзя, не было! Да и тут небольшая поправочка. Нельзя руками играть в мяч. А вот ухватить рукой, или обоими руками кого-нибудь из соперников, не возбранялось. Можно толкать соперника на ограждение, можно делать «накладки». Некоторые в боевом азарте делали их головой! Драться, правда было нельзя!
Ну а если вы и ваша команда при всем этом умеете кричать как морской лев на лежбище, то правда будет на вашей стороне, и вы будете иметь все шансы надолго задержаться на площадке!
Помню, как Вова Файфор, я уж не знаю с какого ума, вышел в этот ринг. Он и раунда (три минуты) не продержался! Сначала его впечатали в забор, а потом грубо оттащили от мяча!
Вова попытался апеллировать к народу со всей убежденностью футбольного арбитра, но увидел перед собой торчащие усы и бешенные глаза Панкрата!
«Ты за чем сюда пришел, сынок? Правилам нас учить? Здесь правило одно – победа, или смерть»!
Вова быстро ретировался, и никогда больше не выходил на площадку в качестве футболиста.
Ладно, Вова!
Такой железный человек Степа Павлов, тоже как-то раз оказался в этой ловушке.
Ему хватило всего нескольких минут в течении которых против него грубо (на местном наречии – плотно) сыграло несколько человек, а потом еще и товарищи по команде напихали ему полную торбу по причине его Степиной профнепригодности!
Степа человек умный. Глупый ведь не будет мастером на радиозаводе работать и голы в таких количествах забивать! Да и в храбрости и смелости ему не откажешь! Но сразу поняв, с кем, или, правильнее, с чем он столкнулся, Степан моментально вспомнил о том, что у него именно сейчас назначены были к решению какие-то неотложные дела. И был и таков, несмотря на то, что Ганс пытался увещевать соперников криками – «Ребята, что Вы делаете! Вы же ему травму нанесете, и без хлеба насущного оставите»! Считаю, что Степан поступил правильно, так как сопернику было глубоко по барабану, как будет добывать свой хлеб Степан.
«Победа или смерть»! Вот – вот! И еще – «Ты умри сегодня, а я буду жить, хотя может быть умру завтра»!
Частенько были участниками этого «матча смерти» бывали Валера Чалый с Серегой Диевым .
И если Сергей был человек интеллигентный, за что ему и доставалось, то Валера был бойцом «без страха и упрека», и сам мог кому угодно «вломить». Но по футбольному, без всяких «плотных» приемчиков.
Из великих мастером мяча здесь даже как-то появился Александр Гайдаш. Саня Гуйганов его привел. Но Гайдаш, как и Степан быстро сделал выводы, и если и появлялся здесь в дальнейшем, то только в качестве зрителя.
Скажу, что, не смотря на риск получить травму, на группу приходили многие футболисты нашей команды мастеров. Проверить себя. Скажу, что очень правильно делали.
Что еще рассказать о нынешних нравах?
Панкрат как-то ответил на заданный кем-то вопрос о том, зачем так бешено выяснять отношения?
«Здесь схлестнешься – пар выпустишь, и на работе на клиентов голос повышать не будешь»!
Но вообще скажу, что не смотря на случавшиеся все – таки случаи травм, несмотря на «ор», ненормативную лексику и грубый напор в споре оппонентов, где логикой и не пахло, по окончании группы все расходились, чтобы позже встретиться добрыми друзьями, приятелями и товарищами.
Это вроде бы как игра такая в злобных, свирепых и безжалостных футбольных неандертальцев.
Что-то типа организованных и отрежиссированных «Боев без правил».
Хотя бывали и обиды. Тот же Панкрат иногда бывало забирал мяч и в знак протеста уходил со стадиона.
Проходила трудовая неделя, и народ снова устремлялся на группу к Панкрату. Кто играть, а кто просто почувствовать себя сопричастным к этой ролевой игре.
Такая замануха!
Как говорят – «…охота пуще неволи»!
Сегодня группа продолжает жить. Народ в вечном движении футбола на выходные приходит побегать. Но того ажиотажа уже нет. Наверное, потому, что не стало таких колоритнейших личностей, как Серега Панкрат! Царствие тебе небесное, Сергей Алексеевич Панкратов, футбольная душа!
Та самая клетка в спортивной школе № 1.
С Серегой связано еще одно футбольное приключение. Продолжалось оно пару лет точно!
Стадион «Чайка», лето, ночь. И вот где-то в районе часа ночи, слышится звук автомобильных моторов, и у футбольного поля собирается пестрая компания барменов, официантов, футболистов, и просто веселых людей.
И начинается матч! При свете прожекторов дежурного освещения, по мокрой травке. Скажу, что босиком так приятно было там бегать. А в раздевалке готовился стол для проведения разбора игры. И верховодит всем Сергей.
И знаете, иногда гостями таких игр были футболисты киевского «Динамо» и сборной СССР Трошкин, Матвиенко, Мунтян, великие хоккеисты Петров, Малыцев. Всех уже и не помню.
Правда, в отличии от группы на спортивной школе, здесь никто громко не ругался и не кричал.
Не потому, что боялись директора стадиона. Здесь все было «на мази». Боялись местного участкового – Анатолия Григорьевича Олейника. Тот был человеком бескомпромиссным.
Его именно за это боялись. И уважали за то, что он был честным человеком.
Я чуть было не забыл рассказать еще об одном месте, где народ собирался побегать для Души. Так сказать, третье место Силы! Футбольной Силы! Это флотский стадион. Здесь верховодил Саня Красильников. Он был и идеологом, и мотором. Все крутилось вокруг него.
Вместе с ним там гоняли мяч Жека («Джон») Мещеряков, Игорь Вакульчук, Жека Ефимчик, братья Чукановы, Вова Куличенко, Валерчик Пресняков («Марадона», Кузя, Здор.
Время от времени Саня приходил к Компарк, бывало и со своей компанией, а я в свою очередь наносил ответный визит к нему на флотский. Но в одиночку!
Вот в такой атмосфере я и жил.
Серьезно играть за какие-то команды даже на Первенство города у меня просто не было времени.
Мои, если так можно сказать, тренировки с гитарой продолжались по пять – шесть часов в день.
Но иногда удавалось и на большом поле поиграть.
Например, одно время бегал за команду таксопарка «Мотор». Администрировал у них Алексей Вартанян, и играли, Толя Солодовников, Виктор Бурлак, Олег Палыч Жилин, Владимир Каштанов, Кружилко, Спринчак.
Какое-то время даже поиграл за команду Николая Николаенко – «ЮгРыбХолодФлот». Он был серьезным человеком и футболистом, и команду смог создать неплохую.
Но опять – таки, я повторяю о том, что серьезно ни за одну команду я не играл. Приходил, когда мог, и мне иногда давали побегать. Ребята, понимали меня, и относились к моим редким появлением с пониманием.
А так, я могу сказать, что моя жизнь проходила в атмосфере футбольного праздника!
Да и сейчас проходит!
ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ФУТБОЛ?
— отдельно существующий, яркий и удивительный мир праздника и искусства!
Знаете, какая игра в моем понимании наиболее близка к футболу?
Карты! Потому, что именно в карточной игре как нигде необходима работа ума и умение перевоплощаться. Умение прочитать соперника, умение обмануть его, умение блефануть. Этакий «хитрый покер»!
Как пример – пенальти. Сколько там всего! И в кратчайшем промежутке времени!
Искусство!
ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— теплый, чистый, светлый, добрый ДОМ!
При чем, ты чувствуешь себя частью его! И одновременно ощущаешь, что он тоже часть тебя.
Классное чувство! И ничего больше мне не надо!
Ни Африки, ни берега турецкого!