Более – менее серьезно заниматься футболом я начал в классе 2 – 3. До этого, так, во дворе, да в школе гонял мяч, как и все. А тут друзья позвали записываться на футбол, и я пошел с ними за компанию.
Футбольное поле, на котором проходили тренировки, до наших дней не дожило. На его месте сейчас стоит целый микрорайон. Но если указать место примерно, то скажу, что располагалось оно через дорогу от школы № 15, но ближе к рынку, который находится в районе пешеходного перехода на Героев Сталинграда.
Ничего особенного там не было. В степи стояли футбольные ворота, вот и все. Говорили, что когда-то или «Атлантика», или «Югрыбхолодфлот» построили на этом месте небольшой стадиончик для своих работников, увлекавшихся футболом и игравших на Первенство города. Было там пара рядов скамеек, да какой-то примитивный павильончик для переодевания команд и судей.
Со временем деревянные скамейки и павильончик исчезли, а остались только эти футбольные ворота.
В определенные дни на этот стадион приезжал наш тренер. Александр Николаевич Чистяков. Вообще-то Николаич был директором спортивной школы, а нас тренировал, наверное, для души, так как прошлом был футболистом прославленной морзаводовской «Чайки».
Он приезжал на стареньком «Москвиче» — «пирожке». Привозил сетки на ворота, мячи, и проводил тренировку. За давностью лет, и по причине своего юного возраста, я не могу сегодня вспомнить, что именно мы отрабатывали на этих занятиях. Да, это, наверное, и не важно. Занимались футболом, вот и все.
Так я прозанимался у Александра Николаевича около двух лет. А когда учился в 5 классе, нас стали просматривать под сборную города. Я чем-то приглянулся, и оказался в этой команде, тренером которой был Владимир Герасимович Каштанов.
Год он присматривался, а когда мы перешли в шестой класс, отобранным им ребятам было предложено перейти учиться в 5 школу, располагавшуюся недалеко от стадиона «Чайка» и рядом с детским стадионом ДЮСШ №1, которая находилась на улице Частника.
Класс, в котором учились практически одни футболисты, называли специализированным.
Спецкласс! Звучало очень серьезно!
Но этому серьезному названию надо было соответствовать. Две тренировки в день!
Одна утром, перед началом занятий в школе, а вторая после окончания уроков. Конечно, тяжело, но мы были совсем юными, и очень любили футбол. А что для него не сделаешь!
Обращаясь к тому времени, скажу, что мне и моим друзьям по команде повезло в том, что мы оказались у Владимира Герасимовича. Не хочу, чтобы мои слова восприняли, как критику в адрес других тренеров, но наш тренер стоял особняком от других.
От других его отличало, то, что он хотел быть лучшим. И он не просто этого хотел! Он знал, что он лучший! Но очень желал признания. И он шел к своей цели уверенно и неотвратимо! Его первая команда, сборная города 1962 года рождения, показывала хороший футбол, а воспитанники, Олег Агапов и Александр Гуйганов стали игроками команд мастеров!
Гуйганов позже вообще оказался в киевском «Динамо». Вместе с небожителями!
И следующий возраст, команда 1964 года рождения очень достойно выступала на всех соревнованиях, а Александр Михеев в итоге оказался в симферопольской «Таврии».
Еще одно качество, которое отличало его от других тренеров, заключалось в том, что он, даже не поиграв в командах мастеров, мог очень глубоко чувствовать футбол. Не каждому дано уловить связь между причиной и следствием.
Многие футболисты, даже поигравшие на хорошем уровне, относились к футболу, прежде всего, как к игре. Вышел на поле, поймал кураж, и все получилось! Играли по наитию, по состоянию души!
Герасимович был другим. Природный ум позволил ему перевести игру из области полета души, в область психологии и расчета.
Он знал много практических футбольных хитростей, но главное, он мог реально подсказать своему воспитаннику, почему у него не получается тот или иной прием, и что ему надо делать, чтобы исправить упущение.
Скажу, что такое дорогого стоило!
По себе помню, состояние, когда энтузиазм зашкаливал! Желания стать футболистов просто море! И эту энергию я направлял в дополнительные занятия, темы для которых выдумывал сам. А что я мог сам придумать? Бегал кроссы, занимался другими физическими упражнениями. Думал, что дух и сила самые главные качества, необходимые футболисту на футбольном поле.
Оказалось, что это только отчасти верно. Футбол ведь все-таки игра. А значит в ней главным являются мышление, и техника выполнения приемов!
Помню, как в летнем спортивном лагере на Северной, Герасимович, поинтересовавшись, зачем я бегаю кроссы, дал мне мяч и поставил у стенки, отрабатывать технику работы с мячом.
Вот в чем твоя главная проблема! Научись управлять мячом! Мы ведь все-таки в футбол играем!
И вот таких моментов в наших футбольных взаимоотношениях хватало.
Еще одним сильным его качеством было то, что он мог увлечь людей за собою. Ту уж разные методы и средства шли в ход! Где мытьем, а где катанием. Где умением убедить, заинтересовать, а где авторитетом и властью!
Он смог сделать из нас пацанов КОМАНДУ! И мы очень уважали его!
Кто его знает, как вообще бы повернулась судьба севастопольского футбола, не случись с ним такая нелепая беда.
Но для нас он сделал главное. Он смог сделать из нас, вчерашних мальчишек, людей, которые знают, что они хотят добиться в футболе, и знают, за счет чего у них это может получиться. И еще. Он смог объяснить нам, что у нас может все получиться, только тогда, когда мы сами этого захотим! Сильно захотим!
Вместо Герасимовича пришел Виктор Алексеевич Тюкаев. Горячо любящий футбол и свою работу человек с чистой и очень доброй душою. Мы были его первой командой и он очень любил нас. И скажу, что он сделал для нас все то, что мог сделать!
Возвращаясь к профессиональной части моего рассказа, отмечу, что из тех ребят с кем я вместе занимался в одной команде, в профессиональных командах достаточно долго играли наш вратарь Саня Синельников, и Валера Шажко, которого Герасимович присмотрел в Балаклаве. Валеру, который еще не окончил школу, пригласили в «Таврию»! Талант!
Жаль вот только, что по вине футбольных костоломов, эта карьера не получилась продолжительной!
Детство и юность всегда вспоминаются с большой теплотой. И для меня этот период навсегда остался в памяти очень добрым и светлым. И проходил он под знаком футбола. Мы готовы были тренироваться с утра до вечера, и играть за все команды, которые нас приглашали!
А еще в душе остались воспоминания о нашей футбольной дружбе. Она была очень крепкой. И неудивительно, ведь объединял нас ФУТБОЛ!
Потом наши жизненные пути разошлись. Кто-то, как я уже говорил, смог пробиться в профессиональный футбол, а кто-то остался любителем, играющим за различные любительские команды, или просто с друзьями на «группе здоровья».
Моя же футбольная судьба сложилась по-другому. Зимой 1986 года Анатолий Николаевич Заяев пригласил меня попробоваться на сборах. Он вообще очень серьезно относился к поиску молодых талантов. Не гнушался приезжать на флотский стадион и смотреть наши тренировки. А кем мы в то время были? Старшими юношами?!
Но смотрел, и присмотрел и Саню Синельникова, и Валеру Шажко.
А меня присмотрел старший тренер морзаводовской «Чайки» Борис Захарович Байтман. У него в команде не было таких условий, как у его извечных соперников из «Металлиста». Поэтому Захарыч и ориентировался главным образом на молодежь.
Ну а мне какое до всего этого дело? Главное, что приглашают! Вот так, еще учась в школе, я стал игроком, скажем так, профессиональной команды. И если разобраться, то в чем-то это было правильным. Ведь чем мы занимались? Тренировались и играли. И за это получали деньги. Чем не профессионалы! И не беда, если числились мы в цехах плотниками и другими мастеровыми людьми!
Что рассказать о «Чайке»? Очень интересная команда! И очень интересные взаимоотношения. Лидером, как на поле, так и во внутрикомандном общении был Владимир Садаев, которого все между собой называли Садай.
Редкий умница, но как часто бывает среди умников, большой мудрец, и, следовательно, лентяй. Но футбол любил страстно. И себя в нем не меньше!
Его игровое мышление, техника и культура паса просто зачаровывали. Но забирать мячи Володя, скажем так, не любил! Вот под него и нужны были такие энтузиасты футбола, как я.
Вся черновая работа и доставалась мне. Но я был рад этому! Главное, что я играю!
Кстати в то время я умудрялся еще поигрывать на некоторые другие команды. За все, в которые приглашали. Играл ли за третью группу, не помню, но за СПТУ №28, за «Юг» играл почти «в системе». Вообще-то каждый футболист должен был играть только за одну команду, но в то время на это, как-то смотрели сквозь пальцы.
Я даже помню, как уже числясь во флотской команде, подрядился играть за «Юг» на Кубок города. И кажется в четвертьфинале, встретились с «Чайкой». Захарыч прекрасно знал, что я служу срочную, и заявлен за флот. Но не возражал против моего участия в игре.
Наверное, рассчитывал, что «на одной ноге» обыграет докеров из «Юга». Но не тут – то было. Мы упирались, и только за три минуты до окончания матча «Чайка» смогла забить нам победный мяч. Закончили 3:4! До сих пор помню, как мы переживали! Обидно было до слез!
Подошло время служить. Исполнять свой конституционный долг!
Блин, мы, то есть все те, кто связывал свою судьбу с карьерой футболиста, очень боялись этого момента. Могли же на два года загнать куда-нибудь «к черту на кулички», и потом о каком футболе можно разговаривать.
Зимой 1986 года старший тренер флотской команды Василий Ярославович Борис пригласил меня на сборы. Появился шанс, что могут призвать на флот в Севастополь, хотя у военных существовало негласное правило – местных дома служить не оставлять! Командиры были научены горьким опытом, и знали, чем часто заканчивается для их подчиненных служба рядом с домом.
Но у меня какие-то шансы были. Все-таки не плохо проявил себя в «Чайке».
Повезли нас в Симферополь в областной военкомат на комиссию. Она распределяла, кого в какие подразделения направить. Мы-то в списках спортсменов были, и могли не переживать, о том, что попадем в войска. Но был риск в том, что могли загреметь на 3 года на «коробку»! А могли попасть тоже во флотскую часть, но такую, где служат всего 2 года! Тут уж как карта ляжет! Но «год за компот» мы служить не хотели!
Я держался вместе с Володей Савченко по прозвищу Сява. Он был на год старше меня. В свое время занимался в «Виктории», потом в Харьковском спортинтернате. Затем, в 17 лет был зачислен в команду мастеров «Атлантику». Вообщем для флотского футбола интерес, и немалый, он представлял. Футболист от Бога, но проныра и лицедей тоже редкостный! Его детский тренер, Евгений Репенков ласково называл Сяву «ученой свиночкой», а мы позже «Фунтиком»!
И вот мы на «вертушке». Смотрим, появился какой-то подполковник с голубыми просветами на погонах. Говорят – Гонтарев, начальник физподготовки военной авиации Черноморского флота.
Я Сяву толкаю — вперед! Вот он, наш шанс!
Вове два раза повторять не надо было. Подошел к подполковнику, сделал наивные честные глаза, которые у него великолепно получались, и давай ему рассказывать, что его и меня распределили в военную авиацию, но тут какая-то непонятка. Флот вмешался, хочет забрать.
Гонтарев спросил наши фамилии. Сверился. Да есть такие в общих списках. Ну и очарованный Сявой, дал команду мичманам оформить нас в свою авиационную часть.
Мы и довольны! Еще бы, 2 года всего служить!
Как в свое время говорил Владимир Герасимович – «…хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам»!
Затем Курс Молодого Бойца. Потом часть в Веселом. Тут Спартакиада КЧФ, и нас, как особо одаренных направляют в Севастополь, в школу водолазов, в распоряжение сборной флота.
Это была не спортрота, как думают многие. В части нас называли «Спортивной Командой». Под такой аббревиатурой мы и числились в части.
Жили в спортзале. Расписание нашей службы было примерно следующим. Утром зарядка, прием пищи, кое-какие работы, затем первая тренировка. Потом обед, отдых и вторая тренировка. Ужин и самостоятельная работа или на поле, или в спортзале. Такие вот воинские будни!
Служба на флоте. Володя Савченко, я, Павел Филипов.
Как я уже говорил, к спортроте наша команда не имела никакого отношения. Спортрота, это ведь спорт, выполнение разрядов. А какие разряды могли выполнить футболисты? В футболе выполнить «Мастера спорта», или того же «Кандидата в мастера спорта» затея прямо скажу сложная.
Но, тем не менее, команда существовала. И главная заслуга в этом принадлежала мичману Леониду Ивановичу Слесареву.
Колоритнейшая личность! Уникальный дар рассказчика! Если послушать его какое-то время, то у Вас скоро складывалось впечатление, что Вы беседуете с человеком, который служил на Черноморском флоте еще с лазаревских времен, и все эти годы он занимался конкретно футболом!
И самое главное – беззаветная любовь к футболу!
Леонид Иванович был главным хранителем, и главным двигателем флотской футбольной идеи. Я был удивлен, когда узнал, что старший тренер Василий Ярославович Борис оказывается не мог самостоятельно решить вопрос о призыве того, или иного футболиста.
И что эти вопросы решал Леонид Иванович.
Нет, не подумайте ничего плохого. Я ведь уже объяснял, что было негласное решение, не призывать местных, да и сама команда была никому на флоте не нужна. И только Леонид Иванович мог входить в высокие кабинеты и решать вопросы призыва и существования команды!
Когда я оказался в команде, Василия Ярославовича в ней уже не было. Ему поступило предложение из главной городской команды, выступавшей во второй профессиональной лиге, и он от него не отказался!
Нас тренировал какое-то время Юрий Михайлович Букасов, а потом его сменил Георгий Георгиевич Судаков, с которым я был немного знаком, так как он в свое время тренировал спецкласс 1965 года рождения.
Под его руководством мы смогли показать самый лучший результат за все время существования сборной Черноморского флота. Мы заняли 6 место в Первенстве Вооруженных Сил Советского Союза!
Но эта команда была создана Василием Ярославовичем. А те, кто его сменили, просто по ходу въехали на ней к результату. Не сочтите, что я кого-то принижаю, или не дай Господь, в чем-то обвиняю!
Я просто хочу сказать, что эту команду, с которой побаивалась играть и главная городская команда, была создана Василием Ярославовичем. Именно он подобрал в ее состав Олега Степанова, Тараса Бабича, Сергея Воронежского, Егора Короткевича, Владимира Савченко, Валерия Погорелова и других футболистов.
И именно он смог привить ей новую философию игры. Настоящей флотской игры, основанной на том, что футбол, это, прежде всего борьба! И тот, кто не бьется в каждом эпизоде, не может рассчитывать на победу!
Подошло мое время сказать службе «до свидания»!
В 1989 году вернулся «на гражданку» и подался естественно в «Чайку». Вот только Захарыча в ней уже не было. Вместо него командой руководил Леонид Федорович Луценко, в прошлом выступавший за севастопольскую «Чайку».
Команда Чайка
Пробыл в «Чайке» я недолго. Наверное, сезон. А дальше решил расстаться с мечтой о карьере футболиста. Просто понял, что в то непростое время, которое тогда переживала страна, он никому не нужен! Все то, на что я буквально молился в футболе, было практически уничтожено. Души в футболе той поры не осталось!
Я, конечно, не смог окончательно уйти из футбола, и потом много лет выступал за различные городские команды. Тренироваться, конечно, не тренировался, а вот на игры, когда приглашали, приходил с большим удовольствием.
Да и помогал футбольным людям, чем мог. Например, Евгению Евгеньевичу Репенкову и его детскому футбольному клубу «Виктория».
Со временем, скажем так, открыл для себя ветеранский футбол. Почему открыл? А потому, что он очень сильно отличается от того футбола, в который я играл раньше. Отличается, прежде всего тем, что, даже желая победить (а как без этого в футболе?), игроки берегут друг друга. И поэтому травмы, полученные в результате единоборств здесь редкость. Очень доброжелательный футбол.
С ноткой ностальгии!
Отмечу, что ветеранских команд сегодня в городе больше, чем команд, выступающих в Первенстве города. Наверное, потому, что в годы моей юности и молодости футболом болели поголовно все.
Вообще, ветеранский футбол хорош тем, что ты можешь оказаться в одной команде, или на одной площадке с кумиром своей молодости. Так, например, я играл в одной ветеранской команде с Сергеем Пучковым, чью игру за «Днепр» я хорошо помню.
Или выйти против московского «Спартака», где столько знакомых фамилий! Мечтал ли когда-нибудь сыграть с такими звездами, как Ярцев, Романцев, Хидиятулин…….
И все это дал ветеранский футбол! Ну, разве это не прекрасно?!
ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ТЕБЯ ФУТБОЛ?
— до 1989 года он был для меня всем! Я просто не представлял себя без футбола! Я не курил, не употреблял алкоголь! Все мои друзья того времени, такие как Игорь Братан, Олег Махонин тоже жили вместе со мною в этом же мире, в котором я чувствовал себя как в детской мечте!
Футбол был моей жизнью.
Но после 1989 года он остался для меня просто любимой игрой!
ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ТЕБЯ ГОРОД СЕВАСТОПОЛЬ?
— ВСЕ! Я здесь родился, вырос, и очень надеюсь, что здесь и умру! Мой Город – мой любимый Город!