Я родился в Балаклаве в 1949 году и до настоящего времени в ней проживаю. Можно сказать, что вся моя жизнь прошла здесь.
Когда познакомился с игрой в футбол, не скажу. Просто не могу вспомнить. Не было какой-то яркой отправной точки моего приобщения к нему, чтобы я через годы смог уверенно сказать, что это было тогда-то и там-то.
Все потому, что он не воспринимался тогда чем-то существующим отдельно от нашей жизни. Ну, вот спроси любого, а когда ты впервые в снежки стал играть, или, а когда ты впервые по улицам за обручем от бочки бегать начал?
Кто ж вспомнит? Ведь это просто и естественно.
Так и наше уличное мальчишеское увлечение футболом было просто обычным время провождением тогдашней детворы.
Способствовало этому и то, что в то время, кроме кино, никаких зрелищ, доступных для народа не было. И поэтому проводившиеся на стадионе футбольные матчи привлекали людей. Народ с большим удовольствием посещал их. И зрелище, и возможность пообщаться. Как говорили, «И себя показать, и других посмотреть»!
Ну, а как без нас – пацанов?!
Мы такие мероприятия не пропускали!
И кому из нас не хотелось стать похожим на тогдашних кумиров публики? Кому не хотелось, чтобы твое имя вот так громогласно объявляли по стадиону?
Соколюк Жора, Уханов Александр, Марченко Валерий. Это те, чьи имена запомнил. А были еще футболисты, которых все звали не по именам, а по прозвищам, типа Чук, Щегол, Ара.
Для нас дни, когда на стадионе проводились матчи, становились праздничными. А если тебя еще и допускали подавать мячи, то это был просто космос!
В те годы спорт, а особенно футбол, пользовался популярностью и любовью у молодежи. На Первенство Балаклавы в то время играло не менее восьми взрослых команд. Комбинат, Кадыковка, автобат, погранцы, водолазы, военные строители, команды отделений, и другие, уже не помню.
И это я еще не учитываю команды небольших воинских частей и организаций.
Не будет преувеличением сказать, что футбол был спортом №1 в Балаклаве. Впрочем, как и во всей стране, и по городу Севастополю.
Да и стадионов было несколько.
Помимо главного стадиона «Металлург», который в то время находился на месте нынешнего ДК, был неплохой стадион на Строительной. На нем в основном играли военные команды. Был стадиончик в 4- ом отделении. Было футбольное поле на 10-ом километре. И на них кипела футбольная жизнь.
Мы, пацаны, играли и в школе, и во дворах, и на улице. Деревья, столбы, а то и просто камни вместо штанг. Мячи разные – и настоящие, шнуровочные с камерой. И резиновые, и просто сделанные из тряпок. Бывало, что шнуровочный мяч в процессе игры пробивался, и тогда мы вытаскивали из него камеру, набивали мяч попавшимися под руку тряпками, зашнуровывали и продолжали играть. А с пробитой камерой шли к знакомым шоферам и просили, чтобы заклеили. Бывало так, что и саму камеру из-за заплаток не было видно!
Мяч – это святое!
И не каждому доверялось забирать его к себе до следующей игры! И если такое сокровище тебе доверялось, то это означало, что твой социальный статус находится на уровне главы государства.
Вспоминаю, как гордился, когда мне выпадала такая честь. Я бережно нес его домой. И знаете, иногда, под особое настроение, появлялось даже ощущение того, что он, мяч, не бездушный предмет, а какое-то разумное и очень дорогое для тебя существо!
А помните, как он пахнет? Кисловатый запах кожи или кожзама. Терпкость пыли. И легкая горчинка, и резкость резины! Непередаваемое ощущение!
Запах детства!
Мне нередко выпадала возможность забирать его к себе домой на ночь. Но тут, кроме радости, была и опасность.
Мой батя мог запросто порезать его!
Нет, не потому, что человек он такой был. Нет. И не потому, что футбол не любил, тоже нет. Просто, будучи хозяйственным и практичным человеком, на котором лежали заботы о содержании семьи, он относился ко всем моим увлечениям, как к пустому и бесполезному разбазариванию времени.
«Нечего мяч гонять, возьми косу, да мешков шесть травы накоси»!
Поэтому я мяч прятал. Особо тайным и надежным местом считалась собачья будка.
Со временем у нас, балаклавских пацанов, появились тренеры. Ну, если правильно, то не тренеры, а скорее наставники.
По вечерам на старом «Металлурге» нас стал собирать Жора Власенко. Мы знали его по выступлениям за главную команду «Металлурга». Он на общественных началах возился с нами, обучая самым простым приемам игры.
Учил тактике игры на большом поле и правилам игры.
Позже появился Павел Макшанцев.
Нас даже возили в Севастополь, где мы приняли участие в трех турнирах.
И вот, благодаря им, а еще работникам райкома комсомола, из которых я запомнил девушку, по имени Надя, в Балаклаве стали проводить соревнования среди юношей. Помню, даже афиши расклеивали.
Я уже говорил, что футбол в Балаклаве любили, поэтому желающих было хоть отбавляй! Следует учесть и то, что в те годы еще не было той Балаклавы, которую Вы сегодня видите. Я имею в виду Балаклаву, как населенный пункт.
Так вот, не было плотной застройки и целостности города. Были районы, группы домов, сконцентрированные по историческому признаку, или по производственному. 10-ый километр, 4-ое отделение, 2-ое отделение, комбинат, Кадыковка, Строительная, «Балка», «Благодать».
И пацаны из этих районов стали создавать свои команды. Помню названия «Взрыв», «Детонатор». Особую привлекательность этим соревнованиям придавало то обстоятельства, что победитель выезжал в Симферополь для участия в товарищеских играх.
Благодаря работе райкома комсомола, в Балаклаве организовывалось и проводилось много различных турниров, в которых мы с друзьями довольно успешно выступали, и у нас сложилась неплохая команда.
Хотелось большего, но возникли проблемы, с которыми мы не могли самостоятельно справиться.
Например, тренировки. Нам хотелось не только играть, но и тренироваться, а мест для занятий не было. Да и те ребята, которые по доброй воле возились с нами, все-таки были общественниками. И занятия с нами они проводили в свое личное время. И несложно догадаться, что свободного времени у них, как и у любых других молодых ребят, было немного.
Плюс были проблемы с формой, мячами. Где все это взять?
И мы решили пойти в райком комсомола. Ну, кто как не они должны были нам помочь? Они и соревнования для нас организовывали, да и вообще в то время комсомол не был пустым звуком. Наверное, потому, что тогда в его рядах было много порядочных ребят, настоящих энтузиастов, делающих свое дело не за деньги, и не за награды, а просто по зову сердца!
Вот мы всей командой, плача от жалости к самим себе, и направились в райком. Но внутрь здания нас всех не пустили. Предложили выбрать делегатов, а остальные пусть ждут на улице. И ребята выбрали в качестве своего представителя меня.
Я встретился с руководством райкома и мне пообещали помощь. И действительно кое-какие подвижки произошли.
Детская команда Балаклавец 1956 — 1957 годов рождения
Скоро в моей жизни произошли серьезные перемены. Детство рано или поздно заканчивается, вот и мне пришлось вступить во взрослую жизнь, устроившись на работу в мехцех Балаклавского Рудоуправления учеником токаря.
Через какое-то время меня вызвали в профком и сказали, что звонили из райкома комсомола и просили передать, чтобы я зашел к ним сегодня после работы.
Меня недавно приняли в комсомол, и я дисциплинированно пришел в назначенное время. Кроме работников райкома, знакомых мне по соревнованиям, и по моему визиту в качестве делегата от своей юношеской команды, в кабинете находилась женщина, которая работала воспитателем в подростковом клубе по месту жительства «Чайка».
Не тратя лишнего времени, с истинно комсомольской правотой и напором мне предложили начать работу с юными футболистами. Я должен был создать юношеские футбольные команды для мальчишек из Балаклавы, организовать с ними тренировки и эти команды станут выступать в соревнованиях на призы городского клуба «Кожаный мяч». А райком и подростковый клуб помогут мне с местами занятий, формой, мячами и даже с автотранспортом для поездок на игры в город.
Наверное, такое предложение последовало мне потому, что комсомольцам я запомнился в роли делегата от нашей с друзьями юношеской команды.
Стоит ли говорить, что я не стал отказываться! Ведь такое предложение делают раз в жизни.
Долго думал, с чего начать. Решил, что правильным первым шагом станет сбор информации о состоянии футбольных дел в Балаклаве и ее окрестностях. Так как речь шла о детско-юношеском футболе, то целесообразно было начинать со школ. Причем, с сельских школ.
И я начал ездить по отделениям совхоза «Золотая балка», располагавшимся по селам Балаклавского района. Приходил в школу, знакомился с директором, рассказывал о цели своего визита, и через преподавателей оповещал ребят о том, что желающие могут записываться на занятия футболом.
На этом этапе я приезжал к ним в село и проводил занятия один раз в неделю. Мне важно было вызвать у ребят устойчивый интерес к занятиям. Параллельно с этим приглядывался к ним. Искал тех, на кого можно опереться на местах. И конечно, искал талантливых мальчишек.
Начал организовывать и проводить соревнования.
И только после проведения этой кропотливой подготовительной работы, я стал собирать перспективных ребят на недавно построенном рудоуправлением стадионе.
К тем, кого приглашал я, потянулись другие мальчишки, и скоро от желающих заниматься у меня не стало отбою. Даже конфликты с их родителями начались на почве того, что их отпрыска я почему-то не пригласил.
Я никого не гнал, хотя такое количество занимающихся мне мешало при проведении тренировок.
Моя команда успешно выступала в соревнованиях на приз городского клуба «Кожаный мяч». Мы заняли первое место в городе, и должны были ехать на второй этап этих соревнований в Симферополь.
Но тут вмешались городские тренеры, самолюбие которых было уязвлено тем, что первое место заняла команда какого-то мальчишки из Балаклавы.
Собрали совещание в федерации футбола Севастополя. Рассматривали вопрос о том, что в Симферополь надо было отправить сборную города, в которую предполагалось включить и даже несколько ребят из моей команды. Обо мне самом разговор не шел.
Дескать, уровень там, в Симферополе будет серьезный, а значит, нужен опытный наставник. Ну и разные слова о чести города и остальное бла-бла-бла. Все с целью не пустить меня с моими мальчишками на крымский финал.
Я высказал свое несогласие по всем заявленным ими пунктам, апеллируя к спортивному принципу. Но меня слушать не захотели.
Правда в итоге решили, что надо сыграть игру, в которой моя команда встретится со сборной города, и определившийся победитель поедет в Симферополь. Видно все-таки стыдно стало.
Я согласился. Тем более, что был уверен в своих пацанах.
И они не подвели меня. Мы очень убедительно победили сборную 3:0!
Но, правда, в Симферополь так и не поехали!
Подошло время служить в армии. Пришлось оставить своих пацанов.
Служил в Москве. Играл на первенство гарнизона.
По возвращении со службы устроился в «Золотую балку» работать инструктором физкультуры и тренером по футболу на полставки. Собрал своих мальчишек. Они ждали меня два года и если бы Вы знали, как было приятно снова увидеть их!
Им было уже по 15 – 16 лет, и я создал команду, которая представляла «Золотую балку» в Первенстве города и на соревнованиях первенства Крыма, проводимом ДСО «Колос».
Появились и более молодые ребята. Мы снова стали играть на «Кожаный мяч». И таким образом, моя футбольная жизнь стала налаживаться.
Правда, существовала одна проблема. Дело было в том, что у «Золотой балки» не было собственного футбольного поля. И нам приходилось арендовать его на стадионе «Горняк», принадлежавшем Балаклавскому рудоуправлению. Да и то, только на игры.
А тренироваться приходилось на разных площадках.
Мы неплохо показали себя в городских и крымских соревнованиях, но для поступательного движения вперед, кроме футбольного поля необходимы были деньги. А их у «Золотой балки» было немного. Поэтому в 1978 году лучшие мои футболисты, такие, как Володя Садаев, Коля Леошко, Володя Сычев ушли в севастопольскую «Чайку».
Мы продолжили выступать в городских соревнованиях и на Крым по «Колосу». Это нам это удавалось до 1990 года. Но настал момент, когда меня позвали к руководству, и сказали, что денег на футбол у предприятия нет. Вот и все! Так закончилась моя карьера тренера.
Можно, конечно, было что-то придумать, и остаться в футболе. Но мне надоело находиться в постоянном поиске, то денег, то полей. Работать тренером – пожалуйста, а вот так мучиться, уж увольте! И, конечно, надо было подумать о своей семье. А то за играми, тренировками я почти не уделял ей время. Так дальше жить стало нельзя, и я сделал свой выбор.
Команда Балаклавец 1958-59 г.р.
Верхний ряд: Ковалев, Куценко, тренер Н. Быков, Цветков, Калинич.
Нижний ряд: Кузнецов, Волошин, Назаренко, Молодов.
Работа в футболе, и особенно работа с мальчишками доставила мне множество ярких и незабываемых ощущений. Они и сегодня живут во мне как дорогие воспоминания. Среди этих воспоминаний есть и радость от одержанных побед, и еще какие-то славные вершины. Но самое главное в душе осталась светлая теплота, родившаяся в результате общения с моими мальчишками.
И, конечно, вспоминается то всепобеждающее чувство своей востребованности, и осознание необходимости моей работы для людей, и для родной Балаклавы. Ведь так много значит, когда ты уверен в том, что дело, которому ты отдаешь всего себя, ценно для окружающих! Если ты это осознаешь, то тебе себя не жалко!
Я знаю, что для того, чтобы оценить работу тренера, ему задают всего два вопроса. «Что ты выиграл, и кого ты вырастил»?
Я и мои мальчишки выиграли много различных соревнований и турниров. Но правильно говорят, что все проходит и забывается. И голы, и очки, и секунды.
Никому сегодня не интересно, сколько раз я выигрывал городской «Кожаный мяч», и какие-то другие соревнования, и турниры.
Главный вопрос — Чемпионом страны стал? Если нет, то это значит, что все остальные твои победы для истории не имеют никакой ценности!
Но в памяти людей, особенно футбольных, останутся футболисты, которых ты вырастил.
У меня было много прекрасных, одаренных пацанов. Из них выросли хорошие футболисты, много лет игравшие за команды разного ранга. Но есть два воспитанника, которые выделяются на их фоне.
Это Володя Садаев, и Володя Науменко.
Я считаю, что оба они были теми, о ком говорят, что это талант от Бога!
И сразу скажу, что этот их талант был виден с первого дня их появления у меня на тренировке. От меня требовалось только не навредить, не навязать свое видение игры. Главное – сохранить то, что дал им Господь, не дать погаснуть искорке Божьей! Ну и воспитать серьезное отношение к работе, и желание добиться футбольных вершин.
Не буду рассказывать о том, в каких командах они играли, и каких успехов они достигли. Это и так знают футбольные люди. Я же просто скажу, что эти ребята — мой вклад в большой футбол.
Команда Балаклавец на тренировке
Верхний ряд: Щукин, Маркович, Назаренко, Ковалев, Кузнецов, Онуфрий, Клебцов.
Нижний ряд: Глушко, Цветков, Волошин, Калинич
— Что для Вас значит футбол?
— Тогда, когда начинал, значил все, а сейчас – нет.
— Что для Вас значит Севастополь?
— Родина! И этим, наверное, все сказано. Я всегда любил свой город, и сейчас люблю его! Поэтому в период известных событий весной 2014 года я с сыном пришел на блок — пост вместе с другими севастопольцами…
На тренировке. Игра с нагрузкой