На свет Божий я появился 17 апреля 1946 года в селе Яблочное, что в Великописаревском районе Сумской области. Там прошло мое раннее детство.
После окончания первого класса меня направили в детский дом в селе Кириковка, можно сказать, в силу сложившихся обстоятельств. Затем такой же детский дом в Конотопе, откуда нас перевели в Ромны, где я и окончил восемь классов.
Если говорить о футболе в этот период, то ничего достойного для Вашего внимания обнаружить не могу. Гоняли с друзьями мяч просто ради удовольствия, а ни о каких соревнованиях и речи не было.
Но какие-то движения приобщиться к серьезным занятиям футболом я все-таки делал. Так, будучи в Ромнах, узнал, что в городке создалась спортивная школа, в которой есть отделение футбола. Набрался храбрости и пошел записываться.
Выдали бланк заявления, который я понес директору детского дома.
И мне его не подписали. По причине того, что я слабо учился.
Вот так и не пришлось мне заняться футболом!
После окончания школы – восьмилетки, нас, как детдомовцев, стали распределять по разным городам Украины, в так называемые ремесленные училища, которые позже стали называть профессионально-техническими. Это делалось для того, чтобы мы смогли завершить образование, и получить рабочую специальность. Ведь в отличие от детей, живших в семьях, нам, после окончания школы, помогать было некому. Только на себя и приходилось полагаться!
Государство, все годы нашего детства содержавшее нас, определяя в такие училища, давало нам, таким образом, путевку в жизнь. Да и оно само получало для народного хозяйства молодых специалистов с рабочими специальностями.
Они в то время были очень востребованы, так как вся страна представляла в то время одну огромную стройку.
При распределении мне выпал счастливый билет. В августе 1961 года меня направили в Севастополь в строительное училище №7.
Представьте себе восторг мальчишки, ни разу в жизни не видевшего моря!
А сам город! Его неповторимый ландшафт! Его воздух! Я был на седьмом небе от счастья!
В училище я проучился два года. Получив специальность каменщик – монтажник, был направлен в строительное управление № 46. Там я оформился на работу и получил койку в общаге.
В то время среди молодежи, проживавшей в общежитиях, было очень развито спортивное движение. Мы участвовали в различных спартакиадах и турнирах. Начиная от первенства общежития, и заканчивая спартакиадами стройуправления и треста! Можно не говорить о том, что проводились эти соревнования по многим видам спорта. Тут был и настольный теннис, и волейбол, и баскетбол, и легкая атлетика, и шахматы, и гиревой спорт, и, конечно же, футбол!
Нам молодым, было все равно, так как мы уверенно чувствовали себя во всех дисциплинах! В то время было немодным, быть не спортивным, извините за каламбур!
И скажу, что наше государство всячески поощряло такое времяпровождение. Стране нужно было здоровое и сильное поколение молодых людей. Для строительства новой жизни, и для обороны страны! И на производстве, и тем более в общежитиях, где жили молодые рабочие, работали специальные люди, организовавшие работу различных кружков и секций.
Во многом благодаря их работе нам привили любовь к спорту и здоровому образу жизни!
Вспоминаю, как возвращаешься уставший со смены, где весь день кидал бетон и камни. Вроде бы только об одном думаешь – прилечь и отдохнуть!
А тут друзья зовут на спортплощадку. И ты, даже не поужинав, идешь к ним, и там до ночи! И знаете, усталости как не бывало! Просто летаешь по площадке!
На ночь выпьешь водички литра три, ложишься спать, а с утра вновь на смену!
И в таком режиме почти всю неделю.
В 1967 году я работал уже в СУ № 43. А там энтузиасты создали футбольную команду. Самую настоящую, для игры в большой футбол! Назвали команду очень просто — «Строитель».
Не помню, кто был инициатором ее создания, но в ней тогда было несколько человек, игравших в свое время за заводскую «Чайку», выступавшую в классе «Б».
Сторчак Толя, Чернышев Боря, знаменитый «Пупа» — Валера Новиков, и Анатолий Чигрин. Последний был в этой команде кем-то вроде тренера и организатора.
Я смог пробиться в состав и играл правого нападающего.
Выступали мы в ведомственных соревнованиях, среди строительных организаций, и в городских, вроде Первенства, Кубка и различных турниров. И скажу, что выступали очень даже неплохо!
Так в сезоне 1967 и 1968 годов выигрывали вторую группу Первенства города, и в 1969 году стали выступать в первой группе.
Если говорить о тренировках, то два – три раза в неделю мы собирались на стадионе, который все называли «305-ый». Название по номеру 305-го военного стройбата, располагавшегося там. Потом на месте этого футбольного поля создали школу прапорщиков, а в новейшей истории здесь размещался штаб ВМСУ.
Зимой занимались в спортзале, который находился среди бараков Загородней балки. Или арендовали полуподземный спортзал УНР-54 возле 43 школы.
Игры проводились на том же «305-м», на футбольном поле, что находилось за городским кладбищем, на стадионе «Металлист», а иногда и на «Чайке».
Только на флотском стадионе не играли. Там в то время проводила свои матчи в лиге флотская команда. Это потом, время поменялось, и команда мастеров стала выступать на «Чайке», которую закрыли для других команд, а флотский наоборот стал домом для массового футбола. Но в начале моей карьеры футболиста было именно так.
Выступали мы довольно- таки неплохо. Обойти таких лидеров, как «Чайка», флот, «Металлист» у нас не получалось, а вот четвертое место держали стабильно.
Это был высокий результат, и помню, как большой городской футбольный авторитет Юрий Михайлович Букасов вручал нам квалификационные билеты, где подтверждалось выполнение нами первого спортивного разряда по футболу!
Это сейчас, наверное, выглядит смешно и наивно, но в то время этим гордились! Значок спортсмена – разрядника на лацкане пиджака о многом говорил за его владельца!
Что еще запомнилось с тех времен, так сама атмосфера футбола тех лет!
Много тепла, душевности, мужской дружбы и простоты в отношениях. Результат выступления команды никого не давил. Было огромное желание победить, была настоящая мужская борьба, но в случае, если победа не была достигнута, никто не устраивал разборки, и не искал виновных.
Как я ранее говорил, у нас в команде были люди, поигравшие в профессиональной лиге. И они никогда не подчеркивали перед нами – трудягами, свой футбольный статус. Наоборот, старались научить, поддержать.
Не знаю, может им руководство стройуправления и что-то подплачивало. Все-таки звезды! Но, повторяю то, что в наших отношениях внутри команды, с их стороны никогда не проявлялось никакого чувства превосходства!
А что касается нас, то нас манила сама игра! Это было так здорово!
В 1978 году известный в городе футбольный арбитр Сергей Федченко, после случайно сложившегося разговора со мною, пригласил прийти на заседание Федерации футбола города, и стать футбольным арбитром.
Мне было как-то неловко, но Сергей был убедителен, и вот я пришел на стадион «Чайка», где по понедельникам собиралась городская коллегия судей и представители городских команд. Эти заседания проходили в рабочем, демократичном порядке либо в одной из раздевалок, либо в помещении детского футбольного клуба «Виктория», либо просто на трибунах, если погода позволяла. Здесь проводили разборы игр прошедшего тура, назначали арбитров на следующий тур, а то и просто общались между собой.
Председателем ФФС в то время был Наум Михайлович Заславчик. Сам в прошлом футбольный организатор и арбитр. А городскую коллегию судей возглавлял Алексей Дмитриевич Челышев, посвятивший этому увлечению всю свою жизнь.
Я отучился на семинарах, и начал судить. Скажу, что вообще-то меня и раньше звали и приглашали стать арбитром, но я все тянул и тянул. Все хотелось еще поиграть! Для меня и сегодня участие в игре – чистое, несравнимое ни с чем удовольствие!
Но со временем я нашел определенную прелесть в судействе матчей! Футбол, он ведь огромен и многогранен! И ты можешь жить в нем, и как футболист, и как арбитр, и как организатор, и как болельщик!
Вот и я втянулся. Стал получать радость от участия в игре. Пусть и в качестве арбитра!
Я старался брать как можно больше игр!
Вспоминаю, как Алексей Дмитрич ходит с календарем игр, и спрашивает – «Кто сможет? Кто возьмет?». И я, если время позволяло, никогда не отказывался.
В то время соревнований было очень много. Турнир открытия сезона, и соответственно турнир закрытия сезона, турнир на призы Григория Ивановича Федотова, Первенство города по 2 и 3 группам, Чемпионат города, Кубок города, Первенство Крыма, различные ведомственные турниры, и турниры, организуемые к каким-то памятным датам. Затем шли турниры и соревнования по мини-футболу. Сколько соревнований, сколько игр! И это все не считая турниров и соревнований с участием детских и юношеских команд!
В общем, кто хотел судить, тот мог неделями находиться на футбольном поле!
Я примерно так и поступал.
Завел тетрадь, куда заносил все данные о своем участии в судействе игр. Так у меня только городских игр первой группы за сезон выходило около сорока. А со всеми первенствами, турнирами, детскими и ведомственными соревнованиями набегало далеко за сотню!
Но как я говорил, мне это дело нравилось! И я брался судить не ради гонорара. Да и какой он в те времена был! Судили ведь не из-за денег, а именно из-за любви к футболу!
Даже не знаю, откуда у меня такая любовь к спорту! Вроде бы все детство прошло в детдомах, а там никто активно не пропагандировал здоровый образ жизни через занятия спортом!
Я и на основной работе был кем-то вроде физкультурного и спортивного организатора на общественных началах.
Разные соревнования, турниры, сдача норм ГТО – все это было мне в радость! Все это было моей жизнью!
Когда стал работать слесарем в Черноморском филиале ЦНИИТС, то организовывал ведомственные спартакиады. Ездили своей спортивной командой в Ленинград, Коблево, Николаев.
Жалко только, что в дальнейшем, в связи с развалом Союза, все это стало невозможным!
В 1986 году мне было присвоено звание «Судья по спорту республиканской категории».
Стал обслуживать матчи Первенства Украины среди юношей, Первенства Украины среди Коллективов Физкультуры. Обслуживал много матчей на весенних учебно-тренировочных сборах команд мастеров.
Не хвастаясь, скажу, что и на товарищеских матчах с участием сборных команд страны, которые приезжали в Севастополь, мне частенько доводилось работать!
Мне повезло общаться с очень сильными севастопольскими арбитрами, у которых я смог многому научиться. Алексей Дмитриевич Челышев, Иван Иванович Лиховоз, Борис Калашников, Виктор Иванович Лихачев, Юрий Костин, Виктор Наумов, Николай Таран, Сергей Демин, Леонид Довня, в мини-футболе Владимир Файфор.
Каждый из них многому меня научил, и о каждом из них мне приятно вспоминать.
Если брать 1967 год за точку отсчета моего участия в футболе, то получается, что я в нем 50 лет! Из этих 50 лет, 39 лет посвящены судейству.
И сегодня я прихожу на заседания коллегии судей, и с удовольствием беру назначения на судейство. И буду приходить, и буду принимать эти назначения с благодарностью, пока хватает сил и задора!
— Что для Вас значит футбол?
— Наверное, жизнь. Не в том значении, что он для меня жизнь, а в том, что он мне дает жизнь! Я живу благодаря ему! Потому, что когда я выхожу на футбольное поле, я могу общаться с футболистами, могу сопереживать, могу жить активной жизнью!
А вот становиться инспектором я не собираюсь! Это не мое! Мне бы там, где движение!
И спасибо председателю городской коллегии судей Сергею Огарю за то, что назначая меня на игры, продлевает мою жизнь! А я уже постараюсь!
Знаете, я всегда старался быть полезным! Это с детства, с детдома! Надо помогать другим! Не сочтите, ради Бога за бахвальство, но дважды был в Чернобыле, когда там случилась катастрофа. Причем сам просился, добивался.
Наверное, потому, что так научили. И я не жалею, потому, что все это делает меня сильнее и придает новые силы жить!
А жизнь, она ведь так прекрасна!
— Что для Вас значит Севастополь?
— Родной город! Он во мне! Я, правда, вкладываю в значение «родной» свой смысл. Ведь я много лет проработал строителем. И во всех районах города есть здания, в которых вложена толика моего труда, моей души. Эти здания, они для меня, как мои дети. Причем, такие же, можно сказать, родные и любимые, как и собственные! Те ведь тоже родились в Севастополе! И в них тоже живет моя душа!
Поэтому, мой город родной для меня! А как же иначе?