С верой в твою будущую славу, юный Севастополь!

ДЮФЛ

Леошко Николай

Родился я в Балаклаве в 1957 году. Моя семья жила в 4-м отделении совхоза «Золотая балка». В народе этот поселок называют Первомайкой.

 

Первые удары по мячу сделал, скорее всего, в школе № 36 в селе Хмельницком. Но это неточно. Просто именно со школой связаны первые воспоминания о футбольных соревнованиях. В первенстве школы играли мой шестой класс, два седьмых, и один восьмой. Школа была маленькой. Восьмилетка.

 

В одном из седьмых классов учился Володя Сычев, в дальнейшем игрок футбольной команды «Чайка», а в другом, параллельном, еще один Володя. Науменко. Его я думаю представлять нет необходимости.  

 

Несмотря на то, что мой класс был самым младшим из участников соревнований, нам практически постоянно удавалось оказываться «в призах». Добивались мы этого своей самоотверженностью. Старшеклассники в общей своей массе к футболу относились прохладно, и против нас собирались, просто потому, что субординация обязывала. Как я уже говорил – без фанатизма. 

А мы выходили на каждую игру, как на битву. И часто кто-то из старших замыкал турнирную таблицу!

 

Кроме игр в школе, мы, ребята, проживавшие в четвертом отделении, договаривались о проведении дружеских игр со своими сверстниками из Чоргуня (Черноречье) и второго отделения.

 

Что там было до Чоргуня идти? Всего пять километров! Взяли мяч, да и пошли. Пять прошли, отыграли, пять обратно! Подумаешь, расстояние!

 

Однажды у нас в школе появился молодой парень. Он сказал нам, что работает тренером в Балаклаве на стадионе «Горняк», и приехал к нам в школу проводить просмотр. Тех, кто ему понравится, он пригласит в свою команду заниматься футболом уже на серьезных условиях.

 

Для нас, сельских пацанов, он казался пришельцем с другой планеты! И конечно, нам очень хотелось приглянуться ему.

 

В прошествии трех – четырех тренировок, которые, как правило,  носили характер двухсторонней игры, нескольким счастливцам поступило предложение приехать в воскресный день, в указанное время на стадион «Горняк».

 

В число этих счастливчиков попал и я. А из старших классов приглашение получили мои  друзья Володя Сычев и Володя Науменко.

 

Вот так судьба свела меня с хорошим человеком, с моим любимым тренером Николаем Алексеевичем Быковым.

 

Детская команда Балаклавец 1956 - 1957 г.р. Тренер Николай Быков. Второй слева в верхнем ряду - Владимир Науменко.

Детская команда Балаклавец 1956 — 1957 г.р. Тренер Николай Быков. Второй слева в верхнем ряду — Владимир Науменко.

 

Что в первую очередь я хотел бы сказать о нем? Чем так запал он мне в душу? Почему несмотря на то, что с того времени, как начался мой собственный путь в футболе и, следовательно, я вышел из-под его покровительства, прошло много лет, а у меня по-прежнему сохранилось глубокое уважение к нему, как к человеку и как к тренеру!

 

Причин много. 

 

Начнем с того, что я очень благодарен ему за то, что он дал нам, сельским пацанам, дорогу в большой мир. Это сегодня, у современных детей есть возможность через имеющиеся у них гаджеты получать информацию о том, что происходит вокруг них, знакомиться с самыми свежими новостями в интересующих их областях знаний.

 

А чем располагали мы в своем детстве? Что мы знали об окружающем нас мире и том же футболе? Очень мало. А о футболе вообще из слухов.

 

Да что говорить? В то время поездки в город были редкими, и воспринимались нами сродни приключению. Ведь в родном селе, чем мы могли заняться? Клуба нет, пойти некуда. Каждый день все одно и то же. А так как ребят было немного, то  значит, кругом постоянно одни и те же лица. Скучно. Даже играть в футбол между собой тоже становилось неинтересно.

 

Детская команда Балаклавец

Детская команда Балаклавец

 

А тут Николай Алексеевич! Поездки на тренировки в Балаклаву, сами тренировки, выезды на игры в Севастополь! А общение со своими сверстниками из Балаклавы и Севастополя! Это была другая, огромная и невероятно интересная жизнь с множеством новых лиц, событий, впечатлений!

 

А еще я очень благодарен ему за то, что он открыл для нас мир футбола. Помню, как летом он организовывал для нас, верящих в него пацанов, летние спортивные лагеря прямо на стадионе «Горняк». Мы жили в палатках и тренировались несколько раз в день. Даже поход на пляж, на «Ближний», куда мы ходили каждый день, он превращал в тренировку по кроссу.

Помню, как во время Чемпионата мира 1970 года он организовал просмотр игр у себя дома и квалифицированно растолковывал нам принципы организации игры великих команд. Таким образом, мы узнавали, что футбол не просто игра, кажущаяся бесшабашной и стихийной, а игра, организованная по своим незыблемым законам! 

 

Кроме этого, я благодарен ему за то, что он мог терпеливо объяснять то, почему у кого-то из нас не получается тот или иной элемент. Не срываясь на крик, и не унижая нас. 

 

И еще я хочу сказать ему спасибо за то, что он научил нас серьезно и ответственно относиться к любому доверенному нам делу.

 

Но самым главным было то, что мы ощущали, что не безразличны ему. И что он нас по- своему очень любит. Мы были для него не фишки на доске, а единомышленники и друзья.

А за это можно многое отдать!

 

Бывало, конечно, и так, что наш тренер покрикивал на нас. Но не для того, чтобы в чем-то унизить, а для того, чтобы поддержать, встряхнуть и направить. Да и сам он был футбольным, то есть азартным человеком! А как без этого?

Еще раз подчеркну, в нем не было желания за счет нас, своих «аскеров», добиться результата и показать всем, что он великий специалист и тренер!

 

Я не буду останавливаться на спортивных достижениях нашей команды. Хватало и их. Мне кажется, что для детского футбола это все-таки, не главное, несмотря на то, что футбол это, прежде всего спорт. 

Важным, на мой взгляд, было то, что он смог научить нас работе в коллективе. Да и душевный фактор в его подходе к нашему воспитанию явственно присутствовал. Ведь не каждый мальчишка станет футболистом. А вот человеком должен стать каждый!

И это было самым главным в работе нашего тренера!

Сказать, что мы его любили, значит не сказать ничего!

 

И поэтому, как гром среди ясного неба прозвучали для нас его слова о том, что его призывают на срочную службу! Мы были в шоке!

 

Он ушел на службу, и мы ушли. Ушли от нового тренера. Решили, что не будем у него тренироваться. Ушли не потому, что то он был чем-то хуже, а потому, что по-мальчишески считали, что именно так мы сможем продемонстрировать свою преданность своему тренеру!

Сегодня, с высоты прожитых лет, это выглядит несколько наивно, но тогда мы думали именно так!

 

Для тех, кто перестал посещать тренировки, футбол остался только в пределах первенства отделений совхоза.

К тому времени мой друг Володя Науменко окончил школу, и поступил в «фазанку», то есть в профтехучилище. Имени Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Юрия Алексеевича Гагарина.  На обучение специальности далекой от космоса. А конкретно  автослесаря. Через год по его стопам отправился и я. 

 

В это время, я поигрывал за отделение, а Володю привлекали к играм за команду «Автомобилист» автобазы 1848. Он играл за них и на город, и на ведомственные соревнования. 

 

Осенью 1972 года вернулся со службы наш тренер, и мы снова собрались все вместе.

Алексеевич устроился работать в «Золотую балку», и смог убедить руководство в том, что совхозу нужна футбольная команда для выступлений на Первенство Крыма среди сельских команд, проводимое ДСО «Колос».

 

Своего стадиона у «Балки» не было. С «Горняком» отношения были специфическими.  Поэтому решили и начали строить стадион на 4-м отделении совхоза. Управляющий отделением всячески содействовал нам в этом. Выписали трубы для изготовления футбольных ворот, дали сварщика, спланировали само поле.  

 

И вот на нем мы начали играть Первенство Крыма. 

Сразу скажу, что нам пришлось не сладко. Основу команды составляли мальчишки от 14 до 16 лет от роду, а в соперниках мужики! Но мы бились!

 

Из воспоминаний того времени выделю то, что на наши игры приходило все население 4-го отделения, и некоторые жители Хмельницкого. Это около 500 человек! Аудитория!

И запомнились поездки по Крыму. Что мог дать нам совхоз? 

Грузовую машину с тентом, на которых развозят работников? Автобусов ведь в совхозе не было!

 

И вот мы набросаем в кузов матрасов, и так едем. Например, в Керчь!

 

Играли также на первенство среди отделений совхоза. Было такое. И сегодня проезжая мимо остановки в Чоргуни вижу ржавые футбольные ворота и вспоминаю былые баталии.

 

И на десятом километре, в третьем отделении тоже было футбольное поле (правда, нестандартное), и там тоже кипела футбольная жизнь.

Но все прошло.

 

Подошло время и мне отдавать свой долг Родине!

Призвался и вся служба прошла в Одессе. Имел ли я какое-то отношение к футболу за это время, спросите Вы? Ну, конечно, имел, отвечу я! А кто же, как не я, ходил на матчи одесского СКА?

 

А еще я Вам скажу так, что даже самые хорошие вещи рано или поздно заканчиваются! А о моей службе говорить даже не приходится! Помахал Одессе-маме рукой и вернулся до дому! Жаль только, что раньше этого сделать не мог!

 

Куда идти? У Алексеевича в совхозе разброд и шатание. 

Тут приглашение в «Чайку» от Бориса Захаровича Байтмана. Он помнил нас по времени своей работы в балаклавском «Горняке», и охотно пригласил к себе. В то время у него было много народа из Балаклавы.

Это и Саня Овдин, и Володя Садаев, и Коля Матвеев, и Витя Молотов, и Володя Сычев.

Я не стал отказываться!

И знаете, я Вам скажу, что это, наверное, были самые дорогие, самые любимые годы в моей жизни! А что Вы хотите? 

Я молод, мои друзья молоды. Никаких отягощающих обстоятельств в виде семьи у нас не наблюдалось, и поэтому только молодость и футбол!

А какие люди меня окружали! Володя Тихенко («Тихий») – умница, что на футбольном поле, что в жизни. Валек Леонов и его  неразлучный друг Серега Алексеев. Коля Власов — человек с душой ребенка. Доброты неимовернейшей, прямо неземной  человек Витя Царевский («Дядя»).

Ну и конечно, Борис Захарович Байтман, наш тренер!

Захарыч, он уникальнейший человек! Это просто «Чип и Дейл» в одном стакане!

Надо в чем-то помочь, и он по первой нашей просьбе спешит на помощь. Причем совершенно бескорыстно. Ну, не считая подаренной ему пачки сигарет типа «Донхил», «Ротманс». Сигареты были его слабостью! Он выкуривал по две пачки за игру, прикуривая сигарету от сигареты!

 

Команда Чайка на награждении

Команда Чайка на награждении

 

А еще любил азартные игры, и всегда принимал участие в наших карточных турнирах.

Деньги на кону стояли смешные, но ведь главным была не идея нажиться, а азарт. Ну, мы же все были спортсменами!

 

Я скажу так об этом периоде моей жизни. Если бы было возможно прожить еще раз какой-нибудь период из моей жизни, я бы выбрал именно время с 1978 по 1982 годы, когда я был футболистом «Чайки». И повторял бы этот период, с разрешения Господа нашего, много-много-много раз!

Какое время! Какие добрые люди! Сколько приятных воспоминаний и в душе, и в сердце! И главное, конечно, это была моя МОЛОДОСТЬ! 

 

Команда Чайка в 1978 году

Команда Чайка в 1978 году

 

Если говорить о спортивной составляющей этого периода, то скажу, что мы стабильно становились призерами Первенства города, успешно играли на Первенство Крыма, и выигрывали различные ведомственные и городские турниры.

В 1979-ом меня даже привлекали на сборы в главную городскую команду «Атлантика». Но мне там, как говорили в Одессе, «ловить было нечего». Толпа народа на сборах, и мне даже сыграть и показать себя не дали. Если честно, то я не понимаю, зачем вся эта карусель крутилась, и по каким критериям главный тренер Макаров Геннадий Ефимыч отбирал футболистов? 

Но я без обиды! Не сложилось, так не сложилось!

 

Команда Чайка в 1980 году Верхний ряд: Байтман Б. З. – старший тренер,  М. Онуфрий, В. Садаев, ?, Н. Форкалюк, Н. Нежевенко, А. Фоменко, В. Сычев, В. Царевский. Нижний ряд: С. Козлов, А. Маковоз, Н. Леошко, Н. Власов, Б. Кирпичев, В. Конышев

Команда Чайка в 1980 году

Верхний ряд: Байтман Б. З. – старший тренер,  М. Онуфрий, В. Садаев, ?, Н. Форкалюк, Н. Нежевенко, А. Фоменко, В. Сычев, В. Царевский.

Нижний ряд: С. Козлов, А. Маковоз, Н. Леошко, Н. Власов, Б. Кирпичев, В. Конышев

 

В 1982 году закончил выступать за «Чайку». Вернулся к Алексеевичу в «Золотую балку». А куда было идти? Ну не в «Горняк» же? Там работал Николай Афанасьевич Шуст, и у него были свои взгляды на принципы комплектования команды и на организацию игры.

Порой довольно своеобразные. Но кто я такой, чтобы это обсуждать?

 

В «Балке» мы играли на Первенство Крыма по «Колосу». Помню, при инструкторе по спорту Литвиной Любови Николаевне, мы смогли выиграть эти соревнования. Получили право играть по второй группе Первенства Крыма среди команд коллективов физкультуры.

 

Команда Золотой балки - победитель Первенства района

Команда Золотой балки — победитель Первенства района

 

Благо, что нам оказывал поддержку директор «Балки» Чуркин Аркадий Иванович. Он любил футбол, и помогал нам, чем мог. 

А вот его заместитель Сипаков Владимир Васильевич любил шахматы. И когда он возглавил предприятие, то футбол умер. Правда и для шахмат ничего не хорошего его приход не принес. Их в совхозе как не было, так и не стало!

Моя карьера футболиста завершилась. Ну не считать карьерой же участие в каких-либо ветеранских матчах. Я много лет выступал за различные ветеранские команды. Но это уже не спорт, а для души. Тут ведь результат не является главным.  Тут главное общение с друзьями, с которыми познакомился на футбольных полях.

 

— Что для вас значит футбол? 

— Отвечу коротко, так как уверен, что вы меня поймете. Футбол – это моя ДУША!

 

— Что для Вас значит Севастополь? 

— Я люблю свой город. Я патриот Севастополя. Но мое сердце принадлежит Балаклаве!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Куприн Александр
Лещинская Светлана
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: