С верой в твою будущую славу, юный Севастополь!

ДЮФЛ

Пауков Вадим

Местом моего рождения является Севастополь. Мой любимый город, в котором я прожил всю жизнь.
Детство и юность прошли в Комсомольском парке. Там и приобщился к спорту, благо что условий для этого здесь было достаточно. И теннисные корты, и футбольное поле, и хоккейная коробка.
но самое главное, там всегда было весело, так как постоянно шли какие-то спортивные мероприятия.
Особенно это относилось к хоккейной коробке. По субботам и воскресеньям здесь собирались мужики на «группу здоровья».
Здесь был весь город! Кого здесь только не было! Самой колоритнейшей, исключительной личностью, на мой взгляд, был Сергей Панкратов. Вообще-то он «боговал» на спортивной площадке в спортивной школе № 1, что была на улице Частника, но нередко появлялся и у нас. Что на коробке, что на футбольном поле, где руководил какой-то ресторанной командой, выступавшей в городских соревнованиях! На такого человека не обратить внимания было невозможно.
Внешне он старался быть похожим на последнего императора Николая II.
Усы, борода, ну вылитый самодержец российский.
Именно благодаря ему образовалась, и много лет просуществовала самая популярная в городе «группа здоровья». Все потому, что люди уважали Сергея. Уважали за любовь к футболу, и за коммуникабельность.
Он всегда был открыт для общения. И к нему тянулись. Часто можно было слышать, как мужики сговаривались «…поехать к Панкрату». Там, в баре, а Сергей работал барменом, можно было комфортно провести время в хорошей футбольной компании.
И нередко к нему в гости заглядывали знаменитые советские мастера хоккея и футбола. Уважали!
Раз речь уже пошла о Сергее, то нельзя не вспомнить его знаменитую автомашину.  
Несмотря на то, что Сергей был человеком обеспеченным, передвигался он исключительно на старом «горбатом» «Запорожце».  По легендам, он мог вместить 14 человек! Наряду с императорскими усами и бородой, этот аппарат тоже был частью имиджа нашего футбольного бармена.

 

Я во времена своего детства, конечно не мог быть участником его группы, но многое видел и слышал. И только потом, по мере моего взросления, смог войти в круг его друзей и знакомых.
Жаль много лет нет уже с нами Сергея. Но футбольные люди помнят его. Ведь именно такие как он, любящие футбол всей душою, делают эту игру такой яркой, такой народной, и такой притягательной!
Кроме «групп здоровья», из времени моего детства запомнились хоккейные «зарубы».
В то время хоккей был на самом пике популярности в стране. И Севастополь не был исключением!
Правда льда у нас не было, но энтузиасты выход нашли, и вместо шайбы применялся резиновый мячик, специально пробитый гвоздиком. Это для того, чтобы не скакал, и не бил больно при попадании в незащищенные части тела играющих.
А так, все как в настоящем хоккее. Даже клюшки были не для хоккея с мячом, а канадские, для игры в шайбу. Мы в сарае целый цех организовали по их производству. Ведь каждый на игру брал по паре клюшек, так как фанера, которая шла на крюк, часто ломалась.

 

Помню по старшим в то время блистали такие команды, как местный «Альтаир», «Риф» с Северной стороны, «СКМ» с Матюхи, «Прометей» с проспекта Победы.
Во время игр этих команд пробиться к бортику, чтобы понаблюдать за их игрою было очень сложно. Болельщики стояли в несколько рядов, и бывало, что бортики не выдерживали их напора!

 

Теперь Вы видите, что в такой обстановке не заниматься спортом я не мог! Мой старший брат, Слава, участвовал во многих этих мероприятиях, и естественно таскал за собою меня.
Но по иронии судьбы, организованно заниматься спортом я стал в секции ….легкой атлетики!
Попал я туда случайно. Ходил с друзьями собирать шелковицу. А деревья росли рядом с Детским стадионом, который располагался по улице Частника. Ну и для интереса заглянули на стадион.
И там, конечно, попробовали бегать, прыгать.
Я был мальчишка шустрый, тренер ДЮСШ № 1 Виктор Яковлевич Перепелица меня заметил, и пригласил приходить на тренировки. Я согласился.
Но затем он ушел, а всю нашу группу передали Евгению Анатольевичу Фадееву. И в дальнейшем я занимался у него. Сразу, скажу, что парнем я был небесталанным.  В семь лет преодолевал планку на высоте один метр тридцать сантиметров! Как сейчас помню, стиль «Фосбери – флоп»!
Но больше всего на тренировке я любил… играть в футбол. На секторе ставились маленькие воротики, и мы для общей физподготовки гоняли мяч.

 

Вот там меня и присмотрел Евгений Евгеньевич Репенков, тренер «Виктории».
Его команда приходила тренироваться на Детский стадион, где проходили мои занятия, и пока ребята бежали кросс, он наблюдал за нашей возней на секторе.
Чем-то я ему приглянулся, и он предложил мне заниматься футболом. Надо ли говорить о том, что я согласился?

 

Евгений Евгеньевич сходил к руководству спортивной школы и полюбовно решил вопрос с директором и моим тренером. Все, как положено! Так я оказался в «Виктории».

 

Что сказать о времени проведенном в «Виктории»?
Ну, во-первых, по сравнению с легкой атлетикой совсем другая атмосфера. Там, в легкой, все индивидуалисты. Оттренировались, и разошлись поодиночке. А в футболе коллектив. Что на тренировке, что после нее. Какие-то общие интересы, причем в том числе и с ребятами более старших возрастов. Так как моя команда еще не была сформирована, то я тренировался со старшей командой, где подружился с Андреем Савкиным «Сявой», и Димой Фомичевым «Зябликом». Мне довелось даже играть за них на «Кожаный мяч». Они никогда не ругали меня, а наоборот всегда поддерживали.
Хороший коллектив, добрые друзья!

 

ВИКТОРИЯ. Открытие Кожаного мяча в 1977 году.

ВИКТОРИЯ. Открытие Кожаного мяча в 1977 году.

 

Вскоре сформировалась и команда моего возраста. Мы стали самостоятельно тренироваться и выступать в соревнованиях. Кого помню из ребят? Конечно, моего друга Серегу Кузнецова «Кузю». И футболист талантливый, и друг хороший. А еще скажу, что очень умный парень. Такие предметы в школе, как математика и физика, у него в приоритете были! В воротах у нас играл Андрей Разводов «Зеп», полевые – Саня Колисниченко «Македон», Витя Свешников «Свеш», Серега Шилов «Шибл», и конечно Вася Герасимчук «Гиря».
Вася стал на много лет моим другом.
Умный футболист, много лет играл в командах мастеров. Даже капитаном команды был несколько лет. Жаль вот только что так трагически окончил жизнь. Но это судьба многих больших артистов и спортсменов.
Из «той же оперы» жизнь и ранний уход из жизни еще одного моего друга Володи Савченко «Сявы», с которым я познакомился в «Виктории». Он был из более младшей команды, но как я уже говорил, атмосфера футбола, и особенно в «Виктории», позволяла сходиться ребятам разных возрастов. Может быть и прозвучит нескромно, но мы были как одна дружная семья.
К тому же младшие часто выступали за старшие команды. Таким образом Евгеньич давал возможность талантливым ребятам набираться опыта в играх с более сильным соперником.
Так Сява на некоторых турнирах смог выступить за нашу, более старшую команду.
Что о нем сказать?
Наверное, еще не скоро родится в городе талант такого уровня! Но… Ранняя слава, самостоятельная жизнь в харьковском спортинтернате, триумфальное приглашение в команду мастеров, в возрасте 17 лет. Все это вскружило моему другу голову!
Вова решил, что это будет продолжаться всегда, и он как говорят «ухватил Бога за бороду». Что на поле, что за его пределами он жил полной мерою!
И быстро прожил отведенный ему ресурс!
Как правило, жизнь у талантливых людей недолгая. Тем более, когда они не живут, а именно горят. Судьба таких моих друзей, как Сява, Кузя, Вася, это урок для молодежи. Ребята! У талантливых людей ресурс небольшой. Берегите себя, и тот Дар, который Вам дал Господь! Радуйте нас своею игрою!

 

«Виктория». Что еще осталось в памяти?
Раздевалка на стадионе «Чайка». Да не просто раздевалка, а как сегодня говорят – «клуб-хауз». Именно дом, футбольный дом. Наш дом!
И оформление, и атмосфера!
Запомнилось обслуживание матчей команд мастеров. Как здорово видеть так близко известных футболистов!  Помню, что ребята из других городских команд нам завидовали. И за то, что мы мячи подавали, и за то, что у нас была самая лучшая, самая красивая форма в городе!
А еще помню, как мы под руководством Евгеньича красили мячи.
В доску забивается три гвоздика, на них ставится мяч, и губкой, обмакнутой в нитрокраску, добытую Евгеньичем у рабочих, наносивших разметку на дороги, ты создаешь из пыльного серого шара, яркий и блестящий красавец – мяч!
Как он потом скользит по траве!
Запомнились тренировки. Как правило мы тренировались в Комсомольском парке. Переодевались на «Чайке», и бежали к футбольному полю. Там разминка, разные упражнения, и двухсторонка. Скажу честно, эти упражнения я терпел, и с вожделением ждал момента, когда начнем играть. Вот если бы вся тренировка состояла бы из игры!

 

Мне нравилось у Евгеньича, но пришлось перебираться к другому тренеру. Им был Георгий Георгиевич Судаков, личность в севастопольском футболе известная!
Он собирался открывать специализированный футбольный класс, нужны были талантливые ребята, и поэтому пришел за помощью к Евгеньичу. Тот не отказал ветерану.
Таким образом все ребята 1965 года рождения оказались в спецклассе.

 

Что сказать о том времени, о ребятах, о тренере?
Ребята в команде подобрались стоящие. Но первую скрипку играли все-таки я, Кузя, и Вася.
Из других ребят отмечу Серегу Злагодуга, игравшего левого хава, и  братьев – близнецов Славу и Виталю Голубевых.
Про нашего тренера, Заслуженного тренера Узбекской ССР Георгия Георгиевича Судакова скажу только самое доброе! Наш человек, наш тренер! Все понимающий, мудрый, но если что мог и спросить!
То, как он организовал тренировочный процесс, я не мог не приветствовать! Почти все время тренировки было отдано игровым упражнениям и самой игре. «Бегать и прыгать Вас научат в командах мастеров, а вот научить играть там уже не смогут. Поэтому учитесь этому сегодня»!
При чем, он, как и Евгений Евгеньевич, не стоял над душою у футболиста. Мол, беги туда, отдай сюда. И тот и другой считали, что нельзя уничтожать в человеке творческое начало!
«У каждого человека есть искорка Божья» — говорил Георгич – «И нельзя ее гасить».

 

Вот у таких тренеров я воспитывался в детстве и в юности. А дополнительно проходил школу, а может быть и нечто повыше,  на хоккейной площадке в Компарке, где с 13 лет я бегал с мужиками.
Там было много энтузиастов и фанатов игры, но особо выделялся Леха Бачев, по прозвищу «Бача». Я не могу вспомнить, выступал он за какую-нибудь команду на Первенство города, или нет. Но думаю, что скорее всего нет, так как стиль его игры был создан им сугубо под себя, как  свободную личность!
Этот стиль можно было назвать «Театр одного актера»! Народ даже специально приходил смотреть на Лехину игру.
Он великолепно, профессионально играл на гитаре, и, наверное, поэтому те минуты, когда мяч оказывался у него, напоминали маленькие, яркие, ни на что не похожие футбольные миниатюры!
Правда, народ не сильно любил играть с Лехой в одной команде, так как отдавать мяч он не любил!
Скажу, что многим трюкам с мячом я научился именно у него!
По сегодняшний день, многие городские футболисты с большим уважением относятся к Лехе, не смотря на то, что он не играл в солидных командах. Уважают за то, что он Артист. Футбольный Артист!
И этот  артист и сегодня, в свои 63 года регулярно выходит на «группу» здоровья, и придумывает новые футбольные миниатюры!

 

Г.Г.Судаков со сборной командой 1965 г.р. в Киеве на матче городов-героев.

Г.Г.Судаков со сборной командой 1965 г.р. в Киеве на матче городов-героев.

 

Когда я учился в 9 классе, на нашу игру в Компарке приехал Анатолий Николаевич Заяев.
Постоял у сетки, а потом забрал меня и Васю.  Повез на «Чайку», где заставил бежать тест Купера!
Вот так, прямо после игры. И к тому же мы понятия не имели о физических нагрузках. У Георгича ведь основой при организации тренировки был игровой метод! А тут тест Купера!

 

Но я смог пробежать тест, а вот Вася не выдержал. И «Папа», забрал меня в команду.
Сделал из меня своего раба. Он ведь тиран по натуре!
Гонял меня как «сидорову козу». И ступеньки до 14 этажа в гостинице «Крым», и беговая дорожка стадиона, все выпало испытать мне. Значит, что-то видел во мне Папа!
Вот только мне от этого было не легче!

 

Правда, немного легче было от того, что Паша Петров поддерживал. Уникальный футболист и человек! Сам Папа с ним считался! Я таких больше и не знаю людей!
Жаль вот только, что рано ушел. При чем ушел не по причине хронической русской болезни. Нет.
Уж кто-кто, а Паша этим делом не увлекался!
Нелепая травма, пустяковое повреждение, и в итоге заражение крови, и смерть!
Жаль его! И как выдающегося футболиста жаль, и как человека!

 

Вообще скажу, что я очень хорошую футбольную и жизненную школу прошел тогда в команде. Никто меня, и других молодых по голове не гладил, не сюсюкал. Оказался в команде мастеров, терпи! Хочешь играть, терпи! Очень жестко! Есть что вспомнить. И Папина требовательность, переходящая в деспотизм, и строгость «стариков», и их скупая поддержка. Она выражалась так — раз промолчали после игры, значит сыграл достойно!

 

Когда учился в выпускном классе, пришло приглашение из юношеской сборной СССР. Такого в Севастополе никто не мог вспомнить! Не было прецедентов!

Сосватал меня туда помощник Анатолия Николаевича. Звали его Анатолием Ивановичем Савиным, а поза глаза мы за цвет лица называли его «Синьор Помидор». Он был у Заяева правой рукой, занимаясь планированием учебно-тренировочного процесса и всей статистикой.

 

В свое время Анатолий Иванович играл в одной команде с такими корифеями советского футбола, как Царев и Игнатьев. А сегодня они руководили юношескими сборными страны, и Иваныч порекомендовал им посмотреть меня.
Была, правда, и еще одна причина обуславливающая такой его поступок.
В то время, по Регламенту, в составе команды должно было быть двое молодых футболистов, в возрасте до 18 лет. А если кого-нибудь из их числа привлекали в сборную СССР, то тогда команда получала возможность играть только с одним молодым!
Это сегодня в низших лигах уровень «стариков» не сильно отличается от уровня молодых, но в мое-то время все было совсем не так! И присутствие на поле «дополнительного» опытного игрока еще как положительно сказывалось на шансах победить!

 

Моими тренерами в сборной были сначала Борис Петрович Игнатьев, а затем Царев Виктор Григорьевич. Я побывал со сборной на нескольких сборах. В Москве, в Грузии. И на турнире в Будапеште.
Многие ребята из числа тех, с кем я познакомился в сборной в дальнейшем выступали за команды высшего дивизиона. Уровень высокий!
Но и соблазн оказаться в сборной был велик. Помню довелось жить в одном номере с приехавшим на просмотр в сборную юным дарованием из Грузии.
Когда он в номере переодевался, так я просто прозрел! Ну не в отцы, но в старшие братья мне бы он точно подошел! Причем, в очень старшие братья!
На Кавказе это как традиция, лет до 25 за юношеские сборные играть! Правда, потом во взрослых командах этих талантливых ребят не видно!
Одно дело среди мальчишек выглядеть «как лев на плантации», а совсем другое дело со своими сверстниками в матчах взрослых команд за победу биться!
Вот и теряются такие «мальчишки» на переходе из юношеского во взрослый футбол!
А потом столько разговоров, «…мол какой талант был»!

 

Да и другой феномен наблюдается. У тех, кто все-таки заиграл в командах хорошего уровня. Рано заканчивают играть. Сопли в спортивной прессе по поводу того, что такой мастер, а так рано закончил! Ему всего тридцать, играть бы, да играть, а он ушел из большого футбола! Наверное, травмы! Как жаль, как жаль!
И кто-же скажет, что это ему по паспорту тридцать! А, но настоящему, он лет на пять старше!
Что поделаешь, такая у них на Кавказе традиция! Восток, дело тонкое!

 

Но вернусь к себе любимому. Вызывался в сборную до того времени, когда она перешла в разряд молодежной. Но туда я не попал, так как ни Анатолия Ивановича, ни Анатолия Николаевича в «Атлантике» уже не было, в связи с уходом в «Таврию».

 

Скажу, что свое дело сборная сделала. Пришла уверенность. Раз там смог, значит чего-то стою, и здесь смогу! И уже не будучи молодым, я смог все-таки завоевать место в составе.
А там, Степан Павлов, Валерий Чалый, Валерий Гудзь, Владимир Стефанович.

 

При Тугарине поехали на Всесоюзный спартаковский турнир в Москву и обыграли московский «Спартак» 2:0.
В той игре мне выпала честь персонально играть против самого Федора Черенкова. При чем указание получил конкретное – играть персонально, и «съесть»!
Ну и я старался!
Скажу, что Федору от меня доставалось неслабо, но он человек воспитанный, и  очень культурный, поэтому я от него ни одного грубого слова не услышал. Но в перерыве в раздевалку к нам прибежал Константин Иванович Бесков, и тут началось!
Он рассказал о нас все, что думал. Особенно досталось мне. «Это игрок сборной, а ты его сломать норовишь…».
И по большому счету он прав! Поэтому, во втором тайме я сбавил обороты. Но «спартачей» в итоге и это не спасло от поражения!

 

Команда Атлантика на турнире в Москве.

Команда Атлантика на турнире в Москве.

 

В 1983 году пришло мое время отдать Родине свой конституционный долг.
Спасибо за то, что отдавать его пришлось в СКА Одессе!
И тут Виктор Евгеньевич Прокопенко забрал меня в дубль «Черноморца». Под Плоскиной сидел.
Вообще в Одессе я с такими людьми тренировался! Гришко, Плоскина, Шарий, Челиби, Пасулько!
А одним из тренеров моих был Семен Альтман.
Уровень!

 

Из Одессы меня забрал Тугарин. Как ему это удалось, я не знаю.
Стал играть дома, но тут Анатолий Дмитрич Коньков пригласил меня в «Таврию». И в первой же игре доверил мне, и таким как я молодым футболистам Максимову и Погорелову, место в основе.
Дмитрич строил новую команду и верил в нас.
Вообще скажу, что с «Таврией» мне не везло.
То травма, то желтуха. Так и скитался между Симферополем, и Севастополем. Тугарин – Коньков, Заяев – Логофет. Вообщем толком не заиграл ни здесь, ни там!

 

Попробовал счастье в луцком «Торпедо» вместе с Александром Белозерским и Степаном Павловым. Но не повезло, и в 1994 году снова вернулся в Севастополь. В «Чайку», которую взял на финансирование Владимир Иванович Чигринский. Главным тренером был Олег Палыч Жилин, а начальником команды Виктор Федорович Сугак.
У Владимира Ивановича были определенные планы на команду, но в 1995 году застрелили, и перспективы в Севастополе для меня не стало.

 

Съездил вместе с Сергеем Шерабоковым, Борей Олейником, и братьями Тарановыми на Кубань в Белореченск. Команда выступала по высшей лиге. Скажу, что на Кубани была высшая, первая и вторая лиги. И вообще футбол там очень любят, и заботятся о нем.
Мы отыграли сезон, и я отправился домой. Заглянул в паспорт, и понял, что моя карьера профессионального футболиста подошла к концу. 35 лет! Пара заканчивать!

 

С тех пор работаю в своем родном городе. Играю за тех, кто приглашает. И конечно за ветеранские команды. В прошлом сезоне играл за «Викторию». Правда за ветеранскую!
И думаю, что завязывать с футболом я не собираюсь!

 

Команда Атлантика на турнире в Москве.

 

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ФУТБОЛ?
— не знаю с чем сравнить. Ведь другой жизни я не знал.
Но можно ответить словами из песни, исполняемой Леонидом Утесовым — любимым певцом моего детского тренера Георгия Георгиевича Судакова.  «…есть воздух, который я в детстве вдохнул, и вдоволь не мог надышаться»!
Слова из песни, написанной по другому поводу, но как верно в моем случае!
Вдохнул в детстве футбольный воздух, и не могу надышаться им до сих пор!

 

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— моя колыбель! Думаю, объяснять никому ничего не надо?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Павлов Степан. Часть 2
Петров Валерий. Часть 1
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: