С верой в твою будущую славу, юный Севастополь!

ДЮФЛ

Серба Юрий

Родился в 1964 году в городе Новоград – Волынском Житомирской области.
Первое, более – менее серьезное знакомство с футболом у меня произошло как не странно в городе Армянск Крымской области. Дело в том, что мои дедушка и бабушка в свое время перебрались туда жить, и как водится, меня к ним отправляли на лето.
Вот там я с новыми друзьями, на площадке у дома и узнал, что есть такая игра – футбол.

 

В дворовой компании я был самым младшим, и поэтому, по традиции, мне досталось место в воротах. Знаете, обычно те, кто оказывался в такой ситуации, рассказывают о том, что пытались при первой возможности сбежать в полевые игроки. В моем случае этого не произошло.
Наверное потому, что у меня неплохо получалась игра в воротах. Ребята хвалили, и я предпочел славу хорошего вратаря сомнительной удаче полевого футболиста.

 

Со временем, когда я учился классе в 5-ом, мои родители перебрались на постоянное место жительство в Севастополь. Поселились на Корабелке, рядом с Малаховым курганом. Знаете, это для меня какое-то знаковое место. Вся прожитая жизнь вокруг него прошла. Несколько квартир поменял, но все рядом с «Малашкой».
Здесь, в Севастополе, я, в компании новых друзей, принялся гонять мяч, и меня быстро «вычислил» мой одноклассник Игорь Цуканов.
Такие вратари нам нужны, сказал он, и отвел на улицу Лазаревскую, где занимался футболом в спортивной школе у Виктора Евгеньевича Литвинова.
Так и началась моя карьера футболиста.

 

Конечно, сегодня мне сложно вспомнить какие-либо подробности моего участия в тренировках и играх. Даже ребят, занимавшихся со мною вспомнить тяжело. Помню, что раздевалки у нас были в здании профессионально – технического училища. На первом этаже.
А футбольная площадка располагалась во дворе здания, и была покрыта морским песком. Вот и вся учебно-тренировочная база. Неказисто, конечно, но зато нам повезло с тренером!
Если я скажу, «самый человечный человек», то думаю, что не ошибусь. Не помню ни одного случая, когда бы он повысил голос на кого – либо из нас! Очень обаятельный, но в работе дотошный. И что еще отмечу, с прекрасным чувством юмора. Ну, это у него сохранилось со времен пребывания футболистом.
И еще мне запомнилась его дружба с Николаем Савельичем Ильиным. Когда они собирались вместе, то мы узнавали столько приколов, и футбольных «горбушек»!
Но при всем при этом Евгеньич был всегда очень благожелательным, готовым подсказать что –либо, если у нас не получалось.
А он в свое, и довольно недавнее время, сам был великолепным, не побоюсь этого эпитета, великолепным футболистом.
Люди нам рассказывали об его игре, да и он сам, выходя на площадку показывал Такие вещи!
Скажу о том, что мне повезло встретить такого первого тренера.

 

Если вспоминать тех ребят, с кем я тогда занимался, то честно скажу о том, что вспомнить их всех по прошествии стольких лет, стало очень проблематично. Плюс, состав нашей группы часто переменялся по какому – то усмотрению тренера. То у нас была команда чистого 1964 года рождения, то появлялись ребята на год старше. Например Славка Рядинский, Андрей Чураков.
На вскидку вспомню Серегу Орлова, Саню Михеева, Юханова, Пазюка, Кокорина, Прасолова.

 

Юношеская команда 1964 г.р. тренера В. Е. Литвинова.

Юношеская команда 1964 г.р. тренера В. Е. Литвинова.

 

Что еще запомнилось?
Конечно игры. Как в городе, где мы играли со своими сверстниками из школьных команд Северной стороны, Камышовой, и «Виктории». Остались в памяти поездки на игры в Симферополь. Электричка, троллейбус, стадион «Фиолент», пельменная, снова троллейбус, снова электричка. Это сегодня мальчишки автобусами разъезжают, а мы в любое время года на железнодорожном транспорте добирались и в Евпаторию, и в Джанкой. И ничего.

 

Виктор Евгеньевич говаривал о том, что готовит из нас сборную города по нашему возрасту, но вдруг нашу команду возглавил Владимир Герасимович Каштанов.
Почему так сложилось, не знаю. Видно так решило руководство школы.
И под его руководством мы и стали сборной города. Пришли ребята из других городских команд, нас перевели в специализированный футбольный класс в школу № 5. Из тех, кто пришел, запомнил нападающего по фамилии Сосов.
В его лице мы получили второго, после Прасолова, быстрого нападающего. Они впереди рвали оборону соперника, так что «мама не горюй»! И делали это очень часто, так как у нас было кому им отдать мяч. Саня Михеев был непревзойден в середине поля! И в отборе красавец, у любого мяч вырвет, и передачу, что короткую, что длинную по ситуации «вырежет» куда и кому надо!

 

Владимир Герасимович показал себя несомненно более профессиональным тренером, чем Виктор Евгеньевич, не в укор последнему. Я имею в виду организацию тренировок. Просто Евгеньич строил работу с нами, как с детьми, а Герасимовича обязывал статус сборной города.  В сборной играют не дети, а футболисты! Исходя из этого он и строил тренировочный процесс. Тут и обязательный конспект, и серьезные упражнения. Например мы узнали о том, что существует тест Купера.
Вообщем, все было очень серьезно и профессионально.

 

И появился результат.
Например, в Первенстве Министерства просвещения Украины мы заняли 3 место! По тому состоянию севастопольского детско-юношеского футбола, это был просто «космос»!
Герасимович говорил о том, что тренер юношеской сборной Украины Федор Медвидь рассматривал меня в качестве кандидата в сборную,
Правда, официальное приглашение не пришло.

 

Правда в другую сборную, сборную Крыма, меня, Сосова и Саню Михеева регулярно приглашали для подготовки и участия в Спартакиаде молодежи. На протяжении пяти лет!

И даже на финал Чемпионата СССР среди юношей, в составе СДЮСШОР «Таврия» поехал! Сдали экстерном экзамены в школе, и вперед, в столицу!
Помню, как впервые в жизни побывал на арене Лужников. Такие впечатления!
Матч ЦСКА – «Спартак»!
Сто тысяч народу, стадион под завязку!
И фанаты скандируют «Кони!!!!» — «Мясо!!!», «Кони!!!!» — «Мясо!!!». Сильнейшие впечатления!

 

Кстати, после финала всю нашу команду подвели под дубль «Таврии». Сказали, что помогут с поступлением в университет. Но я тихо проигнорировал это предложение. Почему? Да были причины. Может они по-мальчишески были несерьезны, но тем не менее. Послушал советчиков.

На выпуске меня пригласили в «Салют» Белгород. Моя команда играла с ними в Андреевке товарищескую игру, и Герасимович сказал что я им приглянулся.
Но я отказался от приглашения, так как на меня, Михея, и Юханова положил глаз главный тренер «Атлантики» Анатолий Николаевич Заяев. И это было серьезно.
Интерес Заяева к нам заключался в следующем. Дело было в том, что в то время существовал возрастной ценз, по которому в составе команды мастеров второй лиги обязан был находиться молодой футболист не старше 18 лет, и менять его мог только такой же молодой.
В команде были уже молодые — Слава Рядинский и Андрей Чураков. А нас готовили на перспективу.  Так в 1981 году я оказался на зимних сборах в команде мастеров. А там Муха, Шаленко, Шеленков, и другие корифеи, за чьей игрой я с придыханием наблюдал с трибун!

 

Мое пребывание на сборах в команде мастеров принесло мне большое разочарование.
В юношах я выглядел очень прилично, по оказавшись среди мужиков, понял, что с моим ростом в 177 сантиметров и при весе в 49 килограмм каких либо перспектив у меня не было. В столкновении за верховые мячи я просто отлетал от нападающих, которые к тому же оказались быстрее меня. Да и ручки у меня оказались слабенькие. Уступали мячу, сильно пробитому мастером.
Вообщем на фоне вратарей команды Петрова и Пархоменко я выглядел довольно бледно.
Появились мысли о том, что надо все ломать, и переходить играть в поле.

 

Вы можете удивиться, но я действительно в поле, на месте нападающего выглядел прилично. Что на тренировках, что в товарищеских играх, когда удавалось уговорить тренера дать возможность поиграть в поле, я много забивал.
И мысль о том, что истинное мое место все – таки в нападении, а не в воротах, часто посещала меня.
Но осуществить свою мечту мне не удавалось. Дело в том, что в юношеских сборных командах я по большому счету был единственным вратарем. Даже Савельич привлекал меня на игры за свою команду, несмотря на то, что я был на год моложе.
Плюс у меня ведь получалось на юношеском уровне. Я же уже говорил о том, что и в сборные приглашали!

 

И вдруг, такой облом, такое горе!
Думаю, что Заяев понимал то, что я сегодня не готов для взрослого футбола, и меня вместе с Михеевым, Сениным и Юхановым перевели в «Чайку», которая выступала в городских и областных соревнованиях. Там был свой вратарь, Владимир Рудаков, но нередко выпускали и меня. А бывало, что я выходил играть и полевого игрока. Народу – то в «Чайке» было мало.
Вот и Борис Захарович Байтман и крутился! И я скажу, что мне удавалось забивать и на Первенство Крыма. Помню пару раз мои голы приносили команде победу.

 

Чайка - 2 в 1982 г.

Чайка — 2 в 1982 г.

 

Подошло время идти служить в армию.  Пошел. И честно отслужил в судоремонтном батальоне на 13-ом заводе. А футбол?
Играл на первенство цехов.

 

После службы вернулся в «Чайку». И с декабря по май 1985 года исправно выполнял свои обязанности. Тут Захарович предложил вариант с поступлением в ВУЗ. Волгоградский институт физкультуры. И не просто так, а с «крышей».  Согласился.
Приехал в Волгоград, встретился с людьми, «отметился» как положено, и пошел сдавать экзамены. А как без этого? «Крыша» же не будет вместо меня их сдавать.
Скажу, что я очень прилично сдал специализацию. Со мною вместе поступали ребята из «Ротора», Калитвинцев и Сергеев, так я ни в чем им не уступал.
Вообщем, экзамены сдал. А «крыша» помогла в том, чтобы меня не обидели и внесли в списки зачисленных в институт. Кстати, часть моего взноса вступительного вернули. Потому, что футболист! Вот так!

 

Начал учиться. И естественно играть в футбол за сборную института. И на Первенство ВУЗов, и в городских соревнованиях, и на областных. Кстати, на область я играл за местную СДЮСШОР.
И еще. Играть я стал в поле, и начал забивать.
Вообщем дело пришло к тому, что на меня обратили внимание тренера команд второй лиги «Торпедо» Волжский и «Текстильщик» Камышин. Но должной физической подготовки у меня не было для того, чтобы вот так, взять и заиграть среди сезона в основе. А зимою я по семейным обстоятельствам перевелся в Симферополь, в универ, а потом взял академический отпуск на год.

 

Устроился на работу детским тренером по футболу в ДСО «Зенит». Сначала на площадочке занимался с мальчишками, а потом на поле стадиона «Металлист».
Тут меня и присмотрели местные спортивные руководители. А давай, говорят, переходи к нам в ДЮСШ. Я особо долго и не думал. Главный аргумент — есть база.
Площадки, спортзал, футбольное поле.

 

Честно скажу, что, работая с детьми я понял одну вещь. Для того, чтобы стать хорошим детским тренером, им просто надо родиться! Вот и все!

 

Я старался как мог.  И пацаны попались перспективные. Например, братья Якунины. Младший, Слава («Сливка») потом у Евгеньича в «Виктории» играл. Но я понял, что это не мое, поэтому, когда мне предложили перейти на работу электромонтером в парную, что была на стадионе, я не раздумывал! Вы уж извините меня, мальчишки! Ну не мое это!

 

Ну, Вы, конечно, понимаете, что электромонтер, это так, специальность для соответствия штатному расписанию, и легитимности. А так, я стал банщиком! А правильнее – Банщиком! Правою рукою Владимира Семеновича Голубева, директора стадиона, человека с большим сердцем, и настоящего футбольщика!
Семеныч, личность на стадиона и заводе известная! Жесткий, бескомпромиссный защитник того легендарного «Металлиста», который выступал в республиканских соревнованиях, становился победителем Первенства Крыма, и многократным победителем различных городских соревнований.
Да и в пору угасания футбола на заводе он был в числе тех людей, которые пытались его спасти!
Светлая тебе память, Семеныч!

 

Знаете, благодаря его протеже, я даже против молодежной сборной СССР смог сыграть!
Сборная оказалась здесь на сборах, нужен был спарринг, а местная команда мастеров находилась на выезде.
Тренера попросили помочь, и Василий Ярославович Борис собрал на основе флотской команды сборную города. Играть предстояло на «Металлисте», и Семеныч поставил обязательным условием мое участие в матче.

 

И я вышел играть нападающего! И забил!
С пенальти, правда, но забил!
Как сейчас помню, грязь слякоть, я пытаюсь ворваться в штрафную соперника, и чувствую, как мяч уходит от меня. Что остается делать?
С громким криком падаю, и услышавший мой призыв арбитр – Володя Мордухаев («Хапсалис»), не колеблясь дает «точку».
Главной моей задачей на тот момент было схватить мяч, так как желающих пробить пенальти сборной Союза сбежалось предостаточно! И я эту схватку выиграл!

 

Поставил мяч в лужу, разбежался и пробил. Но нога поехала, и мяч попал во вратаря. Но тот не смог его, грязного и мокрого поймать, и я на отскоке проткнул его в ворота!
Так что есть чем гордиться. Забивал сборной Союза!
Мордухаев, правда всегда напоминает, что «точку» то поставил он, так что славу надо делить на двоих! Сами понимаете, шутка!
Но гол ведь был!

 

Где-то году в 1991 ко мне подошел председатель профкома завода Анатолий Васильевич Балюра.
Говорит, ты не хочешь поработать тренером? Дело в том, что тренером «Металлиста» в то время был Володя Кобылко, хороший футболист, много лет, проигравший за команду, но вот беда – не было у Володи специального образования.
Честно говоря, не ожидал такого поворота событий, но куда деваться.

 

Стал тренером.
Что Вам сказать? Конечно, от того «Металлиста», грозы Крыма и Севастополя уже мало что осталось! А что Вы хотели? Развал Советского Союза, агония предприятий Министерства обороны, до футбола ли тут!
Правда, еще оставались освобожденный футболисты. Кобылко, Алексютенко, Бакалов. А остальные играли просто потому, что их привлекала недавняя слава легендарной команды.
Вообщем футбольная жизнь еще как-то теплилась.
Мы даже Первенство города по мини-футболу выиграли. Обошли в финале извечного соперника – «Чайку».

 

 

Спасибо Семенычу за то, что всегда шел навстречу, выделяя время на поле и в спортзале, а также в парной для восстановительных мероприятий команды.
Спасибо директору завода Анатолию Тихоновичу Величко за то, что и ребят содержал, и форму покупал, и взносы платил.
И мы еще на город и на Крым выступали.

 

Но скоро закончилось и это.
Не смог завод даже и эти копейки выделять. Я уж пытался крутиться как мог. Даже пошел на то, что объединился с командой «Автомобилист». У них там тогда главным был Олег Рыбальченко («Тулиб»). Известный всему городу вратарь и энтузиаст футбола.
Союз двух бедняков. Олег в своей организации пробивал деньги на взнос, а я предоставлял футбольное поле для игр нашей совместной команды, которая называлась «Автометаллист»!

 

Какое-то время команда держалась за счет того, что Семеныч выделял зимой время в спортзале. Я кидал клич по городу, и в зал приходил бегать народ. Условие я им ставил только одно – выступление за мою команду в Первенстве и Кубке города.

 

 

Так и держались. Правда, к концу сезона в составе оставалось человек восемь – девять.
Затем снова зима, и снова эти так называемые сборы!
Из тех, кто тогда играл за нас очень многих уже не помню, не обижайтесь. Текучка была большая. Полгорода прошло через команду. Вот так, на вскидку назову Саню Андрейченко, Вову Фатюнина, Виталю Уманского, Саню Полякова, Месропа Акопяна.

 

В 1998 году штаты стадиона сократили, а сам стадион передали Черноморскому флоту.
Не стал и команды. Так вот как-то получилось, что я оказался последним тренером некогда великой команды «Металлист»! Грустно…

 

Но с футболом я не завязал. И раньше то не пропускал возможности побегать в «дыр – дыр» в спортзале. И здесь нашёл себе компанию достойных, любящих футбол людей – ветеранов МВД.
Главными «закоперщиками» здесь всегда были Николай Николаевич Печенев и Александр Дмитрич Шутко. А уже вокруг них сложился дружный коллектив, традиции которого сегодня насчитывают не один год.
Одно время даже выступал за них в ведомственных соревнованиях. Сегодня, правда, здоровье не позволяет самому выходить на площадку, но душою рядом!

 

 

Рассказывая о людях, влюбленных в футбол, и приходящих в спортивный зал стадиона «Металлист», отвести душу в любимой игре, не могу не рассказать об одном выдающемся человеке, который, впрочем, никогда не выступал в футбольных соревнованиях, и если и был спортсменом и тренером, то в другом виде спорта.
Я говорю о боксе, и о Андрее Леонидовиче Таранове.
И о том и о другом, в контексте футбола!

Скажу, что я знал немного таких, как Леонидыч,  энтузиастов избранного ими вида спорта.
Сколько высококлассных спортсменов он подготовил, сколько сил и души отдал!
Не знаю, но при упоминании про бокс, у меня всегда возникал его образ.
Бокс, Леонидыч, спортзал стадиона «Металлист». Настолько это все прочно связано многолетними узами.

 

Но вернемся к футболу. Не секрет в том, что боксеры уважают футбол. Это наверное, единственная игра, которая удовлетворяет их требованиям, предъявляемым при подборе упражнений в ходе планирования учебно-тренировочного процесса и воспитания характера и личности бойца.
Покажите того боксера, который не играет в футбол!
Леонидыч в него играл.
И друзей среди футболистов, и футбольных тренеров у него было немало.
Не чужой футболу человек был!

 

Я же хочу рассказать о том футболе, который он, большой мастер воспитания талантов, применял в своей работе.
Итак, стадион «Металлист», спортивный зал. Тренировка.
Если честно сказать, то футбол, как игру интеллектуальную то, что сторонний наблюдатель мог увидеть, это не напоминало. Но зато это было очень близко к настоящему первородному футболу городских улиц. Там что главное? Мяч, азарт и борьба! Бей вперед, гол придет! Всего этого здесь хватало с избытком! Еще бы, представьте себе площадку спортзала на которой азартно играют две команды по десять (а бывало и больше) человек. При чем по самым упрощенным правилам игры. Ну типа того, что руками мяч трогать нельзя. Представили?

 

Скажу, что зрелище еще то! Грохот множества ног по полу, треск костей и бортов ограждения, азартные выкрики! Настоящий бойцовский футбол времен своего зарождения.
Леонидыч говорил, что здесь в зале, в такой игре развивается быстрота реакции, и самое главное – выковывается характер бойца. Здесь никто не сворачивает, не избегает столкновений в борьбе за мяч. Помните старинный девиз футбольных джентльменов конца 18 века? «Душа Богу, тело – Клубу». Вот что-то подобное можно было наблюдать и здесь.
Сами участники игры с иронией называли свою группу «Секция Мягкая игрушка» по аналогии с указателями в магазинах «Детского мира».
И часто участниками этого состязания становились Чемпионы СССР, России, и участники Олимпийских игр! А то! И ничего зазорного для себя чемпионы не находили! Сам Сергей Радюков, например!  

Вот так, Андрей Леонидович привлек футбол на благо своего любимого вида спорта!
И вот Вам подтверждение истинной народности футбола!

 

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ФУТБОЛ?
— честно говоря, у меня не получается сформулировать то, что я Вам хочу донести. Отвечу так – а как вообще без него можно жить?

 

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— для того, чтобы ответить, наверное, надо его с чем-то, или с кем-то сравнить. Но я не могу, так как у меня никогда не было другого Города!
Бывал во многих городах, но…
Знаете, есть такое непередаваемое чувство предвкушения встречи в конце пути, когда ты возвращаешься Домой! Вот это именно о нем!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Северная сторона. Очерк истории Севастопольского футбола
Синельников Александр
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: