Родился в Петрозаводске в 1949 году. Родители вскоре после моего рождения переехали в Крым. Искали не красивую природу, а хорошую работу.
На какое-то время осели в рабочем поселке Тургенево, что на трассе Симферополь – Москва. Вот там я и познакомился с футболом. Скажу сразу, что любовь к нему обошлась дорого… Шутка! Просто дело в том, что родителям приходилось каждый месяц покупать мне новые ботинки. Естественно, что при невысоком семейном бюджете такие расходы отца с матерью не радовали. Я, разумеется, клялся и божился, что буду беречь обувь, но уже через месяц новые ботинки опять приходили в негодность.
Если говорить о серьезности и систематичности моих занятий, то в свете современных условий все выглядело достаточно примитивно. Просто толковище, да и только. Но кое-чему я все-таки научился. Скорее всего, наверное, потому, что не пропускал ни одной игры нашей взрослой команды, выступавшей на Первенстве района. И когда мне исполнилось тринадцать лет, меня стали привлекать к играм за нее. Кого-то может это удивить, но я был парнишкой не по годам крупным. Играл крайним полузащитником.
Запомнилось, как наша команда отправлялась на выездные игры. Автобуса у нас в хозяйстве не было, и в качестве транспортного средства начальство выделяло обычную грузовую машину со скамейками и тентом. Вот на ней мы колесили по Крыму.
В 1962 году родители перебрались в совхоз Софьи Перовской. Правда, мне не довелось поучиться в школе, которая располагалась в селе. Пришлось ездить на Северную, в Бартеньевку, в школу № 23. Сегодня ее нет, а на этом месте располагается рынок. Причина того, что я был вынужден ездить так далеко, заключалась в языке. Немецком языке. В Тургенево я изучал именно его, а в совхозной школе учили французский. Учителя решили, что переучить меня невозможно, и я отправился искать понятный мне язык и нашел его в школе № 23.
Конечно, пришлось покататься, но, как говорят, нет худа без добра, ведь именно благодаря тому, что я оказался в «городской» школе, как раз и появилась возможность познакомиться с футболом! Да не просто познакомиться, а и посещать тренировки у местной знаменитости, тренера спортивной школы, бывшего игрока прославленной команды СКЧФ Николая Савельевича Ильина. Занятия были организованы на футбольных полях 410-го полка и воинской части морской пехоты, которую все называли «Детонатор».
Из воспоминаний той поры – как был приглашен на просмотр для отбора в сборную города, готовящуюся выступать на каком-то турнире. И отбор прошел, и на турнир съездил. Вот только, хоть убейте, ничего не помню. Даже фамилию тренера! Помню, что у него было прозвище Золотая ножка и очень маленький размер обуви. Позже выяснилось, что это известный местный футболист Василий Степанович Кучеренко. А прозвище свое – Вася Золотая ножка – он получил от болельщиков за сумасшедшей силы удар, позволявший забивать голы почти из центра поля.
Прозанимался я у Савельича до выпуска и по окончании школы поехал в Симферополь – поступать в техникум пищевой промышленности. Поступив, сразу начал искать возможность играть за кого-то. Помог местный приятель Вадим Кондрашов, с которым оказался в одной группе. Он-то был местный и знал, где можно попытать счастья, испытав судьбу в одной из многочисленных симферопольских команд, выступавших на город и на Крым.
В итоге мы с ним оказались в команде с названием «Продмаш», выступавшей на Крым и Первенство Симферополя. Самое приятное заключалось в том, что команда была «полуосвобожденная» и футболистам платили денежку. Для нас с Вадиком, получавших стипендию в размере 28 рублей, это было как нельзя кстати.
Помню, как в первый раз пришел получать зарплату в цех.
Встал в длинную очередь, состоявшую из мужиков. Слесари, токари, сборщики… Подошла очередь, дал я в окошечко свой паспорт, и тут мне сообщают: «Двести сорок рублей». Да я таких денег никогда в руках и не держал! Переспросил: может, ошибка какая вышла? Но тут мужики из очереди загудели. Чего, мол, очередь задерживаешь? Бери да и уходи!
На следующий день, не потратив ни копейки, пришел к тренеру, которого мы называли Феола – за то, что был толстым. Показываю деньги и объясняю, что размер меня ошеломил. А тот, видно, не понял, что я имею в виду, и сказал, что я нахал и получать больше буду только тогда, когда заиграю как следует! Я и обалдел!
Со временем меня пригласили в команду классом повыше, которая называлась «Авангард-Фиолент». В ней даже играли футболисты, прошедшие школу «Таврии». Например, Владимир Танский. Так бы играл и играл, но подошло время призыва на службу. В итоге с 1969 по 1971 год – служба в Прикарпатском военном округе. Там, где армия, там есть место и футболу. Уровень, конечно, чисто армейский. Был, правда, шанс оказаться в СКА (Львов). Даже специальный человек на просмотр приезжал. Но не судьба! Моя часть на учения выехала.
В 1971 году вернулся домой, в Севастополь. Получилось найти работу на рыбоконсервном заводе, что в Камышовой бухте, но из Любимовки в Камыши не наездишься. Тогда знакомые подсказали пойти на набиравший обороты завод «Парус»: и рядом, и перспектива, и зарплаты приличные. Начал со слесаря 4-го разряда и прошел путь до начальника цеха.
И тут, естественно, стал искать футбол. Обратился за советом к заводскому инструктору по спорту Сергею Филипповскому. Знал о том, что он выступал на очень даже хорошем, профессиональном уровне в достойных футбольных командах. Сергей ответил, что у него, к сожалению, просто нет возможности заняться футболом. Он один инструктор на семь тысяч работающих, а тут и Первенства, и Спартакиады. «В общем, Леня, ты начинай потихоньку, а я тебе буду помогать по мере сил и возможностей».
Сергей на деле старался помочь. Даже пробил мне в профкоме кое-какие деньги в качестве зарплаты тренера. Вот и стал я потихоньку собирать футбольных ребят. А что делать? Ведь правду говорят, что охота пуще неволи. Как-то обратил внимание на Степана Павлова, молодого парня из 14-го цеха. Такой сильный, ловкий, прыгучий, накачанный! Играет в волейбол, а сам все норовит мяч ногой приложить. Спросил, как он на счет в футбол поиграть. Степан ответил, что с удовольствием. И друга Мишу Ливанова привел. В общем, с Божьей помощью команду собрали. Ее основу составили молодые заводские ребята с Северной стороны, такие как Анатолий Плисов, Владимир Коробейников, Анатолий Шелест, Борис Буяльский, Вячеслав Задорожный, Алексей Цыбаков, Сергей Филипповский. Всех уже, к сожалению, и не упомню.
Команда Парус 1979 г.
Обратились в городскую федерацию футбола, и нас включили во 2-ю группу Первенства города. Таких групп было вообще-то три, но нам пошли навстречу, наверное, из уважения к предприятию, которое мы представляли.
Стали готовиться. Первое время тренировались в поле, что было рядом со спортзалом. А некоторое время спустя встретился я с командиром воинской части, на территории которой находилось футбольное поле, называвшееся «Детонатор». Сговорились. Я им – краску и кое-какие другие необходимые в хозяйстве вещи, а они нам – свое «добро» на использование поля.
Встал вопрос о тренировках. Да вот незадача: завод в три смены работал – как всех собрать-то? Так мы сговорились и стали тренироваться до начала трудового дня! Представляете? С 6 утра! И все приходили на площадку – ту, что во дворах, напротив кинотеатра «Моряк». При любой погоде! Вот только долго эта тема не протянула. Причина – жильцы. Ну а кому, скажите, понравится, когда в 6 утра мяч стучит буквально об стену дома и мужики под окнами кричат?
Оказавшись волею судьбы на посту тренера, я стремился соответствовать. Литературу разную футбольную методическую читал. Старался тренировки проводить как в настоящих командах! Даже комплексная научная группа была мною организована по примеру киевского «Динамо». Нет, серьезно! У нас тогда появилась вторая команда, и я эту молодежь подрядил снимать тактико-технические характеристики во время игр первой команды. Количество передач, тактико-технических действий, процент брака и так далее.
В 1981 году перешел я работать в «Атлантику» – надо было зарабатывать деньги на квартиру – и до 1984 года ходил в моря. Но с футболом не расставался. Как только появлялась возможность, так брался готовить и проводить матчи. Особенно часто играли с командами организации «Совиспан», которая занималась обеспечением наших рыбаков всем необходимым. Собирали сборную из числа футболистов различных оказавшихся в Пальмасе судов – и вперед!
Пальмас. После игры с Совиспано
В 1984 году вернулся на «Парус». Снова в родной цех. И в родную команду, которой во время моего отсутствия занимались Сергей Филипповский и Виктор Сугак.
Команда уже устоялась и уверенно выступала по первой группе в Первенстве города. Выиграть «город» у нас не получалось, а вот Кубок города – смогли. А еще выигрывали Кубок Федотова и Кубки закрытия и открытия сезона. Один раз даже стали победителем клубного зачета в Первенстве города. Спасибо Савельичу – дал две команды юношей, и мы смогли обойти «Чайку».
Отдельно отмечу победу в Первенстве Областного Совета «ДСО «Зенит», которое проходило в Ялте. Вот уж никто не ожидал, что мы хозяев обыграем! Только осадочек остался, потому что волею спортивного начальства вместо нас на республиканский финал поехали ялтинцы.
Довелось поработать и с хорошими футболистами, такими как Олег Здоренко. Великолепный футболист, но одна беда: подвержен был российской болезни. А я так хотел, чтобы он справился с этой болячкой! Даже к себе в цех устроил, вместе с младшим братом Юрием. Но все оказалось напрасным.
КОВАЛЬЧУК ЛЕОНИД
Вспоминая о столь дорогом мне «Парусе», хочу отдельно поблагодарить Евгения Васильевича Генералова и Виктора Осиповича Ледяева – порядочных людей и хороших руководителей, многое сделавших для завода и его футбольной команды. Нас, футболистов, они отмечали. К праздникам своим приказом обязательно какие-нибудь подарки дарили, например, спортивные костюмы. А к концу года и премиальные подбрасывали. Мое фото по их инициативе красовалось на заводской Доске почета. Должен сказать, что было приятно!
Кто знает, может быть, со временем и получилась бы на «Парусе» классная «освобожденная» команда. Может быть, и стадион для нее построили бы. Но не стало СССР – и не стало завода! Жаль… И страну, и завод, и команду!
ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ ФУТБОЛ?
– Он неотъемлемая часть моей жизни, так как в нем есть такие вещи, против которых я не могу устоять. Среди них и его демократичность, и азарт, и захватывающее чувство единства со своими друзьями. А непередаваемое ощущение победы?! Это вообще нельзя сравнить ни с чем! Чистый восторг, божественный полет души!
В общем, он, футбол, вошел в мою душу когда-то в детстве и не собирается ее покидать, несмотря на то, что я уже разменял восьмой десяток лет! А я и рад, что он меня не покидает!
ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ СЕВАСТОПОЛЬ?
– Рад бы найти слова, способные передать то, что я чувствую, думая о нем, но не получается! Он такой светлый и чистый, он такой высокий! Я горд, оттого что могу ступать по его улицам – по тем самым улицам, по которым ходили Лев Толстой, Федор Ушаков, Павел Нахимов, Николай Пирогов, Петр Кошка, Даша Севастопольская, Иван Пьянзин, Георгий Александер и многие, многие другие знаменитые люди. Я рад ощущать себя его частичкой. Это честь для меня!