Родился в 1950 году в самом длинном городе Советского Союза – в Кривом Рогу. Самый длинный город, так оно действительно есть. Ведь протяженность его составляла 136 километров.
Город представлял собою огромную промышленную зону, следовательно и нравы в нем процветали самые простые. Бытовой алкоголизм, уличная преступность, криминал.
Я рос в неполной семье. Отца потерял тогда, когда мне было шесть лет. Мать трудилась на производстве с утра до вечера, и естественно, что все свободное время я проводил на улице.
Вот там я и научился играть в футбол.
Когда мне было около 12 лет, моя мама, озабоченная тем, как бы я не попал под дурное влияние улицы, определила меня в футбольную секцию, которая существовала при заводе «Коммунист».
Ну, секция, это так, сильно сказано! Была заводская команда, а при ней юношеская. Я был маловат по возрасту, но по просьбе мамы меня взяли. Да и я сам, когда пришел на просмотр тоже не просто по мячу пинал, и поэтому приглянулся тренерам. И вот с этой команды начался мой путь в футболе.
Когда мне было 14 лет, наша команда выиграла первое место по городу, и меня с еще несколькими ребятами пригласили в группу подготовки главной городской команды «Горняк».
«Кривбассом» команда стала называться попозже, когда стала играть в классе «А». А пока «Горняк», и класс «Б», что примерно соответствует нашей второй лиге.
Тренером у нас был Дудник Павел Иванович. А его сын играл в воротах.
И там я занимался вплоть до призыва в армию. В основу главной команды, я так и не попал, но надежды подавал, и числился в перспективных. Даже денежку стали приплачивать. Сначала это были 60 рублей, потом 80, а годам к 17-18 я уже получал 120 рублей! Для сравнения, моя мама получала на заводе 100 рублей, и работала «от звонка до звонка». Так что я стал сначала полноценным помощником, а потом и кормильцем семьи!
С этими деньгами была связана интересная история. Теперь, по прошествии многих лет ее можно рассказать.
Дело в том, что деньги мне, и другим ребятам платили «в чёрную». То есть ни у какой организации мы на штате официально не состояли, и так называемую зарплату нам платили, скажем так, местные «мафиози». А мотивировал их это делать большой милицейский чин Сергей Владимирович Волков. Он был страстным любителем футбола, и опекал футбольный клуб.
Откуда мафия в советские времена, спросите Вы? А она всегда сопутствовала крупным производствам. Когда в движении находятся большие объемы средств, то всегда находятся умные и рисковые люди, способные отщипнуть себе кусочек. Причем не малый!
Вот и в нашем случае так. Я-то, конечно, в то время мальчишкой был, и такие вещи не знал. Это позже, когда взрослым стал, стал понимать, что при любом государственном строе мафия бессмертна! Правда, называется она везде по-разному.
Но тогда меня это не волновало, и я удовлетворенно ежемесячно принимал денежку от своих благодетелей. Ну, это для меня они были благодетели, а вообще-то благотворительность была им чужда. Но против более сильной мафии, против «ментовской», они пасовали, и поэтому прислушивались к поступавшим от нее предложениям. На данный момент, как я потом допер, было просто предложение поддержать футбол и ничего более. Скажу из собственного опыта, что криминал и спорт часто идут по жизни рядом. Нет, там нет никакого коммерческого интереса. Просто спорт, это риск, это борьба. А это созвучно состоянию души тех людей, которые свое благосостояние создают в очень рисковой конкуренции с государством.
Кстати скажу, что нас, футболистов, опекали. Местное хулиганье нас не задирало. Видать кто-то подсказал, что нас трогать не надо.
Вот так я дожил до призыва на срочную службу. А так как к тому времени оказался в заявке главной команды, то специальные люди держали меня на заметке, и не дали мне оказаться в войсках. И в итоге я попал в СКА Киев, выступавшем по первой лиге.
Тренером там в то время был Владимир Терентьевич Богданович, а из футболистов я крепко сдружился с Виктором Насташевским. Великий футболист, и достойный человек!
В Киеве я пробыл не очень долго. Мы стали бронзовыми призерами в Кубке Вооруженных сил, и после этого я был переведен в СКА Хабаровск. Видно какие-то высшие интересы были у футбольных руководителей Вооруженных сил страны. Да и по большому счету, мне какое дело до того, за кого играть. Тем более, что условия в Хабаровске были очень даже приличные. Я даже в звании начал расти. Получил младшего лейтенанта, а потом и лейтенантом стал.
Вместе со звездочками ко мне пришло понимание того, что сейчас самое время задуматься о будущем. И вот я добился направления на учебу в Ленинград, в престижный Военный Институт Физической Культуры и Спорта.
Было желание связать свою жизнь со спортом, и стать тренером. Поэтому, когда начали набирать людей в группу тренеров высшей спортивной квалификации, то я постарался оказаться там.
По окончании в течении полугода прошел стажировку в ЦСКА, у Алексея Ивановича Мамыкина.
Выпустился, и встал вопрос о распределении.
Нашли место через Киев, и вот уже я приехал в Севастополь специалистом на кафедру физической подготовки и спорта Севастопольского Высшего Военно-Морского Училища имени Павла Степановича Нахимова.
Скажу, что на моем новом месте службы меня приняли очень тепло. И коллектив на кафедре подобрался очень хороший, и начальник училища по-доброму отнесся ко мне.
Где-то с год я снимал жилье на 2-й линии Бомбора, а потом мне предоставили квартиру. И к тому же четырехкомнатную. Ведь я к тому времени был женат, и у меня уже было двое детей.
Скажу, что я отдавался своей службе полностью. С раннего утра, с подъема, приходил в училище, и находился там до отбоя. Ну а как по-другому можно было понять службу, и завоевать авторитет?
Только вот такой работой!
Одним из направлений работы с курсантами стал футбол. Ребята очень любили этот вид спорта!
И я начал организовывать для них Первенство училища. Создали сборную, стали играть с Голландией. Скажу, что у «голландеров» подобралась неплохая компания, и у нас получались интересные «зарубы»! При этом существовала договоренность о том, что игры поочередно проводились то на площадке ВВМУ, то на площадке СВВМИУ.
Кроме этих матчей, ставших такими же традиционными, как гонка на ялах между командами училищ, наша сборная выступала в Первенстве гарнизона, Первенстве флота, и Первенстве флотских училищ.
Сборная училища
Ну и, конечно, мы выступали в городских соревнованиях. Кстати, не без успеха!
Ну и стоит ли говорить, что во всех матчах я принимал участие. На позиции последнего центрального защитника! У меня как-то не получалось смотреть на игру моей команды с бровки поля! Очень хотелось играть.
Правда, хотелось чего-то большего, ведь все-таки довелось играть в первой лиге! И тут все решила случайная встреча с Борисом Захаровичем Байтманом, который тренировал одну их ведущих городских команд – «Чайку».
Мы разговорились, и он, выслушав мой рассказ о желании играть на более серьезном уровне, чем флотские и городские соревнования, предложил место в составе своей команды, выступавшей в Первенстве Крыма и в ведомственных соревнованиях Первенства Украины.
Несколько лет я пользовался добротою Бориса Захаровича. Не сочтите только, что я был нахлебником! Нет, я довольно прилично помогал ему! Все-таки, не хвастаюсь, в команде Захарыча не было никого поигравшего в первой лиге!
Хотя отмечу, что в «Чайке» были и очень приличные футболисты! Помню, что со мною играл Валерий Петров, ставший позднее отличным нападающим в севастопольской «Атлантике» и симферопольской «Таврии».
Ну а из ребят, игравших за мою сборную училища, не смогу выделить никого, хотя попадались очень и очень приличные ребята. Но дело было в том, что наше учебное заведение готовило не футболистов, а офицеров Военно-Морского Флота!
Но сам футбол того времени до сих пор греет мне душу.
И еще. Говоря о моем участии в футболе том времени, я хочу добавить, что я еще был футбольным арбитром. При чем стал им не без участия Алексея Дмитриевича Челышева, большого мотиватора и энтузиаста.
Обслуживал матчи Первенства и Кубка города, различных турниров. Бригадой выезжали на игры Первенства Крыма. Заходил даже разговор о судействе в профессиональной лиге, но туда мои погоны никак не вписывались.
Севастопольские судьи в 80-х годах. Я во втором ряду выглядываю из-за большого Виктора Ивановича Лихачева.
Кстати, скажу о том, что то, что я был офицером, и в немаленьком звании, никак не отражалось на моем увлечении футболом. Я и за училищную команду выступал вместе с курсантами, и матчи футбольные судил, не опасаясь традиционного отношения футболистов и болельщиков к судьям.
Знаю одно – если дело делается профессионально и честно, то твоему авторитету ничего угрожать не будет! Наоборот, тебя начинают больше уважать!
Получил назначение на должность начальника физподготовки и спорта Военно – Морских Сил Украины. И на этой должности я старался сделать все зависящее от меня для развития футбола. Футбольная общественность города выдвинула меня в члены исполкома федерации футбола Севастополя, так что и это тоже обязывало. Помогал чем мог.
Помню, мне удалось призвать и направить в нашу флотскую спортроту ведущего вратаря главной городской команды Александра Сокоренко.
Помог офицерам штаба, организовавшим свою футбольную команду, выступавшую в городских соревнованиях. Команду то они сами организовали, а вот со стадионом для проведения домашних матчей помог я. Пошел к заместителю командующего, доложил — убедил и стала наша флотская команда «Море» играть на стадионе ВМСУ.
Отдельной темой стала тема организации товарищеских матчей с командами иностранных кораблей, прибывающих к нам в Севастополь с дружеским визитом. Во всем мире принято проводить такие товарищеские матчи. Ну и мы не стали исключением. Но для их проведения приходилось решать множество вопросов, и тут мне хорошо помог Евгений Евгеньевич Репенков.
Он руководил футбольной командой «Чайка», часть футболистов которой призывались для прохождения срочной службы в ряды ВМСУ.
За ним, как за каменной стеной. И команду, одетую – обутую выставит, и вопросы с судейством решит! Любо – дорого посмотреть.
Помню и с американцами, и англичанами, и с шотландцами играли. И всегда выигрывали!
Особо запомнилось, как в Донузлаве проводились учения «Си бриз – 97», и надо было организовать турнир по мини-футболу. Бросился за помощью к руководству футбольного клуба «Чайка», и мне не отказали. И команду выделили со своим транспортом, и сами руководители поехали. Евгений Евгеньевич с командой занимался, а Борис Захарович Байтман стал главным судьей турнира. А там и американцы, и турки, и грузины. Как он только с ними общий язык находил? Но все прошло великолепно, за что мы все удостоились похвалы от главнокомандующего ВМСУ адмирала Ежеля.
Кстати, по инициативе Евгения Евгеньевича каждую весну мы с ним проводили футбольные турниры для детей и юношей на призы Главнокомандующего ВМСУ. На этот турнир приезжали команды из Украины, России, Молдавии, Белоруси. Игры проходили в «Нахимке» и на флотском стадионе, а торжественное открытие организовывали в конференц-зале гостиницы «Крым». А «гвоздем» мероприятия было выступление флотского ансамбля песни и пляски.
Также было организовано посещение военных кораблей. Мы стремились показать, что несмотря на распад Советского Союза, наша дружба продолжает жить!
Знаете, написал об этом, и так грустно стало! Понимаете, отчего…
Отдельным, знаменательным событием стала поездка в Киев, на Первенство Вооруженных Сил Украины. Сразу скажу о том, что наша команда поехала туда не в лучшей спортивной форме, но благодаря своему тренеру, Евгению Евгеньевичу смогла выиграть высокое третье место.
После победной игры мы отправились на Олимпийский стадион, где проходил финальный матч Кубка Украины. Там на VIP-ложе нас представили министру обороны Украины, и он тепло поздравил нас с наградой. До сих пор приятно это вспоминать.
Сегодня я уже не имею прямого отношения к футболу, но не пропускаю интересные матчи, и слежу за футбольными новостями.
ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ФУТБОЛ?
— может быть я и выражусь «высоким штилем», но он сделал для меня столько, сколько мог сделать только очень близкий и родной человек. Он увлек меня с улицы, он дал мне перспективу. А потом благодаря ему решился вопрос с армией, с поступлением в престижный ВУЗ.
Благодаря ему я смог понять, что такое коллектив, и научился вести себя в нем. А это немало значит!
А кто давал мне минуты счастья, когда я выходил на футбольное поле? Он и только он.
И как после всего этого ответить на Ваш вопрос?
ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— это любовь с первого взгляда! Знаете, когда я в него приехал, то я просто обалдел! После красного Хабаровска, после серого Ленинграда, я увидел город в двух ярких цветах – в синем, и в белом! И я сразу подумал о том, что сделаю все для того, чтобы остаться жить в нем!
Такая красота! И такие приветливые и добрые люди! Я таких нигде не встречал!
И еще. У меня в памяти остались слова главного тренера одесского «Черноморца» Виктор Евгеньевич Прокопенко – «Жизнь дается только один раз, и прожить ее надо у моря»!
И я на все 100% признаю его правоту!