С верой в твою будущую славу, юный Севастополь!

ДЮФЛ

Давыдов Алексей

Родился в 1950 году в Рязанской области, а уже в 1951 году мои родители по программе переселения переехали в Крым, а точнее, в Севастополь. В Орловку, носившую ранее название Мамашай. И вот там я и сделал свои первые удары о мячу.

 

Вообщем все, как у всех. А вот первое участие в соревнованиях я запомнил. Учился во втором классе, и проводилось Первенство школы среди начальных классов. В финале команда моего класса встретилась с командой четвертого класса. Играли на большом поле. Сегодня мне это кажется неправильным. Мы были слишком малы для такого поля. Но что было, то было!
Дело дошло до пенальти. Помню, как пришедшие на игру старшеклассники подсказывали мне, куда бить. Я забил, и мы победили!
Знаете, запомнился такой факт, что всеми этими соревнованиями занимался всего один учитель. Причем, женщина! И еще. Она вела и физкультуру, и русский язык, и другие предметы. Школа маленькая, вот учителя начальной школы и стали «многостаночниками»!

 

Со временем уровень школьных соревнований стал мне неинтересен. Хотелось чего-то большего. А большее было только в городе. Но я был слишком мал для самостоятельных поездок туда.
И только когда мне исполнилось 12 лет, родители дали мне «добро» на поездки.
И вот я с друзьями-одноклассниками еду в город на флотский стадион, записываться в секцию футбола.

 

На стадионе нами занялся Анатолий Евгеньевич Смирнов. Не скажу, что мы проходили какое-то тестирование. Поиграли в «дыр-дыр» на площадке, и все.  Критерий был один – покажи, как ты выглядишь на поле, футболист. И все. Больше ничего и не надо.
По этому критерию Анатолий Евгеньевич отобрал для занятий в секции моих одноклассников, а мне сказал приходить на следующий год. Я был несказанно раздосадован и обижен. Ведь у себя в школе именно я был лучшим.
И я готов был это доказать. Поэтому на следующий день я снова приехал на флотский стадион и подошел к Анатолию Евгеньевичу. Он понял меня, но спросил, откуда я приехал. Я ответил, и мальчишки, присутствующие при нашем разговоре заулыбались. Для них я был деревенщиной.
Да и мой вид подтверждал это. Ну сами посудите, чтобы Вы сказали о парнишке, одетом весьма скромно, и обутом в разномастные кеды. А откуда мне было экипироваться по-другому? Мои родители ведь были бедными людьми.
Но я хотел заниматься футболом. Я очень хотел им заниматься, и мне пошли навстречу.

 

И занимался в секции я до 16 лет.
Что запомнилось?
Наверное, первое, это то как приходилось добираться на вожделенную тренировку. Сначала на автобусе по площади Захарова, или как ее называли – «Балка». Потом катер, а потом и троллейбусом до Ушакова. А там пешком вверх, к Панораме.
Скажу, что и по времени, и по финансам это было напряжно. Особенно по деньгам. Жили то бедно. Что можно было в то время в совхозе заработать? Правда, проездной на автобус можно было в школе выписать. Он в итоге выходил где-то не более одного рубля с полтиной в месяц. Но были еще катер и троллейбус. Там, правда никто у нас мальчишек никогда билетов не спрашивал.
Вот так и ездил. А что ни сделаешь ради любви к футболу?

Теперь о тренировках.  Занимались как правило на площадке ручного мяча, которая находилась в углу флотского стадиона. Но если погода в холодное время года делала эти занятия невозможными, то мы перебирались в спортзал на водной станции флота.
На большое поле мы практически не выходили. Это удавалось только тогда, когда приходил наш черед подавать мячи, в том числе в матчах, когда ворота флотской команды защищал Астаповский. Вот в перерыве мы и оттягивались!

 

Запомнились тренера. Сначала мы какое-то время занимались у Анатолия Евгеньевича Смирнова, но потом нашим тренером стал Георгий Георгиевич Судаков. Он очень добрый человек, и очень любил детей. И погладит, и приобнимет, и всегда подскажет. За ним, как за папой!
Но когда начали играть на Союз, то тренером назначили Анатолия Евгеньевича. Тот, был более жестким, более профессиональным, что-ли. Наверное, потому, что уровень соревнований обязывал.
Бывало выходил играть вместе с нами на тренировке. Что можно сказать? Мастер Спорта СССР!
А мы кто по сравнению с ним? Но запомнилось, что он очень серьезно относился к своему участию в играх с нами. Не было какой-то расслабленности. Мог и врезать! Профессионал!
И нас учил азам профессии.

 

Что касается соревнований, то запомнились игры на Первенство Украины, или как мы их называли Первенство Союза. По большому счету это было правильно, так как правильно эти соревнования назывались Первенством СССР, а первый этап игрался на уровне республик.
Помню, как поехали в Бердянск, и перевернулись на автобусе. Матрос – водитель был неопытен, и не учел свежеотсыпанной обочины. К счастью, все обошлось хорошо.

 

А еще запомнилось, как ездил в составе сборной города в Керчь, где мы победили, и Николай Савельич Ильин, который был тренером сборной, отправил нас в Севастополь на теплоходе!
Такие ощущения!

 

Из ребят, с кем занимался, запомнились Витя Прожога, Толя Плисов, Сергей Филипповский, Толя Солодовников.
Хороший, дружный коллектив!
Что касается моей игровой позиции, то играл или крайнего левого защитника, или переднего центрального.

 

Перед выпуском стали привлекать к играм за команды мастеров. Нет, ни за свою, а за те, которые приезжали в Севастополь на сборы. У них народу человек двадцать, или чуть больше в составе. Ну и надо дать всем поиграть в тренировочном матче. Значит играют двумя составами. А если не хватает людей, то идут к нашим тренерам и просят дать кого-нибудь из способных.
Тренера всегда «за», ну а для нас за счастье сыграть за мастеров!
Помню я за Запорожье игры три сыграл!

 

После выпуска встал вопрос, где играть? Судаков, подключил меня к играм за команду «Автомобилист», где подрабатывал тренером. Но я там сыграл всего – ничего, и по совету старшего брата Дмитрия перешел в команду родного совхоза имени «Полины Осипенко».
Она выступала на Первенство Бахчисарайского района. А там участвовало команд двадцать!
Каждый совхоз, или колхоз, и каждое село выставляли команду! Вот времена были!
Уровень соревнований был очень приличный! И условия были! И зрители! И поля довольно приличные! Сейчас, бывало, проезжаешь по селам, вспоминаешь былое!
Что сказать, другое, футбольное время было!

 

В своей команде я стал играть нападающего. Наверное, потому, что каждая игра того Первенства проходила в очень бескомпромиссной борьбе, скажем так. И «молодого» поставить в защиту, это как на съедение хищникам отдать! Вот и играли там крепкие дядьки типа моего брата Дмитрия. Тот здоровый парняга был, да еще и самбист! У него и прозвище было соответствующее – «Амбал».  А меня, значит, от греха подальше, в нападение отрядили, подальше от собственных ворот! Так до призыва и поиграл за совхоз.

 

В 1968 году призвали. Определили в ВМФ. В подводники. Направили в Лазаревские казармы, а потом в учебку подплава. Тут же, рядом, на Лазаревской.
Ну, а на флоте футбол всегда был в фаворе! Создали команду для участия в Первенстве гарнизона. Со мною вместе играли мой командир взвода по фамилии Жовнаренко, и старшина.
Фамилию не помню, жаль. Он в воротах стоял.
До мая и проиграл в этой команде. А там закончил обучение, и началось распределение.
Мои командиры меня вызывают, и говорят – лодки стоят в Феодосии и в Балаклаве. Но футбол есть только в Феодосии. Как ты отнесешься к такому распределению? А мне о что?
Чем в Балаклаве на лодке  или в казарме просиживать, так лучше в футбол играть время от времени! Давайте, говорю!

 

Сразу скажу, что никаких освобожденный команд в то время не было. На весь Черноморский флот одна такая команда была. СККЧФ!
Поэтому служили как положено! Ну, а играли только в свободное время. Если оно было!

 

Я, например, выпустился из учебки мотористом, поэтому пахал по полной! Летом бывало в машинном отделении жара была 40 – 45 градусов! И при этом не расслабишься, как на пляже!
К тому же в море мы выходили очень часто! Настоящая морская служба!

 

Но футбол в части был. Тут мои командиры из учебки меня не обманули!
Была команда, и она выступала в городских соревнованиях. А я играл в ней центрального полузащитника. Вырос то как в игровом плане, замечаете!
В то время в Феодосии была команда «Водник», которая выступала в Первенстве Крыма. И ее руководство договорилось с моими командирами на предмет моего участия в этом Первенстве в составе их команды. Так что с удовольствием поиграл на Крым.

 

Были еще какие-то военные соревнования. Крымского масштаба. У нас в Приморском проходили. Там я Володю Лукьянова встретил. Он тоже во флотской футбольной школе занимался, но был постарше меня. Такая радость, помню была!

 

Потом, помню, сформировали сборную подплава, для участия в каких-то флотских соревнованиях.
Даже сборы организовали. В Балаклаве. Жили в Доме офицеров. И соревнования там же в Балаклаве и проводились. Мы там заняли третье место.

 

За время службы приходилось играть с различными командами мастеров, которые находились в Феодосии на сборах. Тренеры интересовались, сколько ее служить осталось, и приглашали к себе. Мысль связать свое будущее с футболом у меня появлялась, но определенного решения я пока не принимал.

 

Тут демобилизация. Приехал домой, и до марта просто болтался. Уговаривали пойти работать в совхоз инструктором по спорту. Обещали помочь поступить в ВУЗ. Но хотелось играть в футбол, хоть брат и отговаривал.
У нас в совхозе была команда, которой занимался Джемал Чентуриа. Он меня и пригласил за нее играть.  Я без вопросов! А он после победной игры мне денежку приносит. Потом и после другой, тоже победной. Пятьдесят рублей! В то время, это очень хорошие деньги были!

 

Помню для меня это как откровение было. Оказывается, можно играть и получать неплохие деньги, даже не будучи игроком команды мастеров.

 

Тут мой сосед Коля Шейкин мне подбросил идею пойти служить в милицию. Есть, рассказал он, такое специальное подразделение, с весьма специфическими задачами и режимом службы личного состава. День служишь – день отдыхаешь. Ночь служишь – двое суток отдыхаешь!
И в это свободное время играй в футбол сколько душе угодно!
Надо ли говорить, что я согласился!

 

Ну, не подумайте только, что моя служба была этакой синекурой! Служба она все равно остается службой! Со всеми ее «прелестями». Бывало, что в дни отдыха только о нем, об этом отдыхе и думаешь! А уж никак не о футболе!
А ведь он, футбол, после семьи занимал второе место в моей жизни.

 

В 1972 году к нам в Осипенко приезжал на товарищескую игру севастопольский «Металлист», и его тренер Алексей Степанович Ананьев пригласил меня в команду. Скажу, что сразу я ответа не дал. Команда то уж больно серьезная, и кроме участия в играх необходимо было посещать тренировки, а у меня служба, которую я оставлять не собирался.
Долго думал, и желание поиграть на хорошем уровне все-таки перевесило другие доводы. Но со службы я не ушел, и поэтому приходилось крутиться, во многом себе отказывая. Тут уже не до отдыха в выходные!
И снова, как когда-то в детстве начались поездки на тренировки в Севастополь. Но уже без проездного за рубль с полтиной! Эх, кто же сможет выправить в детство билет!

 

Со службой удалось договориться. Начальство пошло мне навстречу. Оно понимало, что мне было необходимо поддерживать хорошую спортивную форму. Ведь я постоянно представлял подразделение в различных ведомственных соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, подтягиванию, кроссам, стрельбе, и часто побеждал в них. А также был членом сборной Севастополя по этим дисциплинам. Хочется отметить и то, что наша команда неоднократно выигрывала крымские соревнования.

 

Кроме всего этого, я не собирался оставлять и родную команду Осипенко, которая выступала в Первенстве Крыма для сельских команд, проводимом ДСО «Колос». Выручало то, что игры по «Колосу» проводились по воскресеньям.

 

Команда Осипенко. Филипповский, Шейкин, Юров, Давыдов.

Команда Осипенко. Филипповский, Шейкин, Юров, Давыдов.

 

Таким образом я мог на неделе тренироваться и играть в городских соревнованиях, а по субботам выступал за «Металлист» в Первенстве Крыма среди коллективов физкультуры.  
А в 1977 году «Металлист» ко всему еще и заявился для участия в Первенстве Украины среди коллективов физкультуры. Вот так я и жил. Служба, и футбол. И только вечером семья!
Спасибо, супруге. Понимала!

 

Но такое долго продолжаться не могло. И в 1980 году я вынужден был уйти из «Металлиста». Футбол футболом, но есть еще и семья, и дети, которые подросли и потребовали внимания своего отца.
Скажу о том, что годы, проведенные мною в «Металлисте», наверное были самыми лучшими в моей карьере футболиста. Мы неоднократно выигрывали различные городские соревнования, а в 1975 году становились обладателями Кубка Крыма и победителями Первенства Крыма. Запомнилась также победа в престижном турнире в Евпатории, посвященном героям Евпаторийского десанта. И все эти успехи были непосредственно связаны с именем Алексея Степановича Ананьева, нашего тренера. Очень порядочный, открытый человек, преданный футболу.

 

Команда Металлист с тренером Ананьевым.

Команда Металлист с тренером Ананьевым.

 

Да и выступления в Первенстве Украины тоже дорогого стоят. Не так много Севастопольских команд смогут похвастаться тем, что выступали в таком турнире! А эти успехи уже являются заслугой Анатолия Демина, из игрока, выросшего до тренера нашей команды.  В отличии от доброго, и мягкого Степановича, Анатолий в отношении к работе был очень жестким руководителем! И никакого панибратства терпеть не допускал!
Из тех ребят, с которыми тогда играл, вспоминаю Володю Голубева, со временем сменившего Демина на посту тренера, Кружилкина, Матросова, Шейкина, Руженцева, Володю Кобылко, Виктора Алексютенко, Евгения Чеботка, Серегу Спектора, Олега Здоренко, Володю Курусева, Толю Бакалова.
Хорошее время, и хороший коллектив!

 

Металлист 1980 г.

Металлист 1980 г.

 

Закончив играть в «Металлисте» стал больше времени уделять семье, и команде своего совхоза.
При Джемале Чентуриа в ней играли очень приличные футболисты! Честь и хвала ему за то, что он смог привлечь их к выступлениям за нашу команду. Тут были братья Коля и Иван Украинцевы, Коля Юров, Юрий Цуканов, и даже такие мастера, как Виктор Струнин, Стас Монахов, Миша Чхаидзе. Рядом с такими мастерами невозможно не вырасти! И я очень благодарен судьбе за то, что футбольная судьба свела меня с ними, и позволила находиться в одной команде!

 

После ухода Джемала какое-то время его должность оставалась вакантной, а потом на нее пришел Виктор Сугак. Он сам футболист от Бога, и поэтому его авторитет в команде находился на должной высоте. С Виктором Федоровичем мы регулярно выигрывали различные турниры и кубки, становились победителями серьезных соревнований.

 

Но в 1982 году Федоровича пригласили в Андреевку, и он это приглашение принял. А через год подтянул в команду меня. И играл я за «Волну», как называлась его команда, до 1995 года.
Уж чего только мы не выигрывали! И Первенство Крыма среди сельских команд, и различные ведомственные соревнования, которых в то время было множество!

 

Победный гол Плисова в матче за 3 место с Херсоном. Винпром Украины. 1977 г.

Победный гол Плисова в матче за 3 место с Херсоном. Винпром Украины. 1977 г.

 

И тогда же мы впервые начали принимать участие в городских соревнованиях. До этого ведь Андреевка к городскому футболу никакого отношения не имела. Так просто сложилось.
А я принимал в них участие в составе «Паруса», который создал Сергей Филипповский. Ну и посоветовал Федоровичу заявиться для участия в них. Мол, пусть про нас в городе узнают! А то мы все Крым, да Крым! Севастополь, это ведь отдельная тема. То, что за его пределами там и за футбол не считают. И Федорович со мною согласился.

 

В 1994 году я ушел со службы на пенсию по выслуге. Стало больше времени, и поэтому после завершении выступлений за «Волну», я решил уделить внимание футболу в Осипенко. Он в то время совсем пришел в упадок.
Директор совхоза Александр Максимович Зинченко предложил мне занять должность инструктора по спорту, и на этом вся эта помощь закончилась. И в дальнейшем, с 1996 по 2006 год я выкручивался за счет помощи неравнодушных к футболу друзей.
А так, крутился сам. И поле размечал, и траву на нем перед играми косил, и людей подбирал. Вообщем, как говорилось – «И жнец, и швец, и на дуде игрец!»
А вообще скажу, что неплохая команда. Особых звезд с неба не хватали, но для всех были крепким орешком! Бывало, что и лидеры городского футбола от нас без очков уезжали!

 

Давыдов в борьбе за верховой мяч.

Давыдов в борьбе за верховой мяч.

 

И что еще хочу подчеркнуть, так это то, что как правило все ребята в команде были местные. С Осипенко, с Качи, с Тенистого, с Северной, и с Бельбекской долины. Даже молодежь своя была!
Андрощук Сергей потом за ПФК «Севастополь» выступал по второй, и по первой лигам! Да и мой сын Валера у Репенкова Евгения Евгеньевича в «Чайке» играл, и «задних не пас»! И за команду, «Черноморец», руководимую Василием Ярославовичем Борисом успел поиграть.
В дальнейшем поступил в военный институт в Ленинграде, и в составе его команды стал Чемпионом Вооруженных сил.

 

Вроде бы как для села неплохо, но честно говоря меня раздражало то, что никому в руководстве совхоза футбол и команда были не нужны. И все мои просьбы о помощи натыкались на глухую стену равнодушия.

 

Поэтому, когда появился вариант создать команду на Каче, я решил попробовать.
Осведомленные люди свели меня со старшим прапорщиком Николаем Михайловичем Герасимом. Тот в силу своих качеств и умений занимал положение неофициального мецената городка, что-ли. И после нашей встречи он согласился поддерживать проект по развитию футбола в Каче. И команду создали, назвали как положено – «Авиатор». И стадион до ума довели, и народ пошел. Вот только долго это все не просуществовало. Ведь в команде основная масса футболистов была военнослужащими. А у них то полеты, то другие мероприятия. Чтобы развиваться, необходимо было привлекать людей со стороны, но эта тема не заработала.
На этом с большим футболом я и завязал!

 

Но остался другой футбол. Детский. Юрий Филиппович Бродецкий встал у руля детской спортивной школы, которая осуществляла свою деятельность на Северной стороне, и в течении восьми лет при Украине, и три года в России я работаю с детьми в своей родной Орловской школе. И знаете, как приятно работать с детворой! Как будто пьешь из чистого источника!
Знаете, за что я еще люблю футбол? За то, что при желании любой, любящий его человек всегда найдет чем в нем заняться!

 

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ФУТБОЛ?
— это моя жизнь. В том смысле, что это моя страсть! Самая сильная страсть в жизни!

 

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— для меня он является олицетворением Великой Державы! России!
Город – Воин! Город – боец! Город чести!
При «Русской весне» я помогал чем мог ребятам на блок-постах. В первую очередь потому, что не хотел пропустить в город нацистов, обещавших уничтожить основу этого Города. Русский язык, и памятники его истории и славы!
Я ничего не имею против страны Украины, в которой прожил столько лет. Но нацисткой банде, захватившей в ней власть в моем Городе делать нечего!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Гуйганов Александр. Часть 3
Данишевский Александр
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: