С верой в твою будущую славу, юный Севастополь!

ДЮФЛ

Сугак Виктор. Часть 3

В 1975 году вернулся в «Таврию». Меня ждали, но пришлось побороться за место в составе. Уж больно квалифицированные футболисты в тот год подобрались в команде. Евгений Король, Олег Жилин, Владимир Туховский, Юрий Аджем, Виктор Орлов, Андрей Черемисин, Николай Климов, Анатолий Кванин и другие, которых уже сегодня не вспомню.

Да и тренерский штаб был «на уровне». Еще бы! Главный тренер – Шапошников Сергей Иосифович! Заслуженный тренер СССР, работавший со СКА Одессой, СКА Львовом, одесским «Черноморцем», московским ЦСКА. Личность легендарная! Нападающий того самого легендарного ЦДКА, «команды лейтенантов»! Хороший специалист, тонко чувствующий игру, а в общении просто и душевный человек.

Была, правда, у него слабость. Выделял для себя любимчиков. И дело не в каких-то личных человеческих качествах тех, кого он приближал. Нет. 

Критерий был один – футбольный талант и отношение к футболу!

Такие, как Олег Жилин, Евгений Король, Виктор Орлов, Юрий Аджем, были отмечены его вниманием и стали членами тренерского совета команды.

 

Помощниками у Сергея Иосифовича был не менее знаменитые футболисты. Игрок киевского «Динамо» и сборной СССР, лучший футболист СССР 1966 года, Заслуженный мастер спорта Андрей Андреевич Биба и игрок команд «Черноморец» Одесса и «Динамо» Киев, игрок сборной СССР, забивший на Чемпионате мира 1966 года в Англии 4 мяча, Заслуженный мастер спорта СССР  Валерий Семенович Поркуян.

Андрей Андреевич боготворил голландский футбол и старался, чтобы мы переняли все лучшее, что было в нем.  У него было много различной литературы по этой теме, и он использовал ее для проведения теоретических занятий по тактике игры. 

Валерий Семенович был настоящим вторым тренером. Он был своего рода мостиком между игроками и главным тренером. Это очень хорошо, когда в команде есть человек, который  в неформальной обстановке может донести до главного тренера мнение футболистов по какому-либо вопросу, а футболистам  разъяснить чем обусловлены действия главного тренера в той, или иной ситуации.

Ведь поставленную высшим руководством задачу сможет выполнить только команда. А точнее сплоченный коллектив. При чем, сплочение не всегда можно достигнуть  одними только административно-командными методами.

Иногда доверительные отношения делают больше, чем субординация. 

 

В 1976 году в команду вернулся Владимир Григорьев. Он после службы в СКА Одесса был приглашен в одесский «Черноморец», где провел с 1974 по 1976 год. В составе одесской команды он стал бронзовым призером Чемпионата СССР, был включен в список лучших футболистов СССР, составляемый журналом «Смена» и удостоен звания мастер спорта СССР!

 

В этом году мы заняли 4 место в первой лиге. Но особо запомнилась кубковая эпопея. В 1/16 жребий свел нас с московским «Спартаком». Дело было ранней весной, и игра состоялась в Сочи. В составе «Спартака» запомнились Ловчев, Гладилин, Папаев, Заназанян. Но мы смогли их обыграть 4:3.

Вышли в 1/8 финала, и тут нам предстояла встреча с днепропетровским «Днепром». Формула кубковых игр предусматривала только одну игру между соперниками. Место игры определяла турнирная таблица. Раз мы перед этим играли на выезде, значит, следующая кубковая игра для нас должна была играться дома.

Надо ли говорить, что свободных мест, да что места, свободного пространства на трибунах не было!

Нам не повезло. Женя Король не смог забить Колтуну пенальти, а на 90 минуте мы получили!

 

В 1977 году мне намекнули, что пора бы уступить место другим. 

В таких случаях с тренерами не особо поспоришь! Вот тогда я, Володя Григорьев и Иван Авдеев приняли приглашение Владимира Пайса к тому времени уже работавшего в Севастополе.

Встретились с Кулагиным Владимиром Кузьмичем — одним из руководителей города, который рассказал о планах Севастопольской команды и обсудил интересующие нас вопросы.

Так я в очередной раз оказался в качестве футболиста в Севастополе и до 1979 года верою и правдою защищал спортивную честь города.

В 1979 у меня произошел конфликт с Геннадием Ефимычем Макаровым, и я оставил команду. Конфликт носил чисто профессиональный характер, и не отразился на наших взаимоотношениях. 

В этот момент на меня вышел Анатолий Николаевич Заяев, предложивший помочь, находившейся в сложном положении команде.

Ситуация сложилась у «Таврии» в этом сезоне тяжелая. Спорткомитет СССР в очередной раз начал реформы. На этот раз сочли, что первая лига слишком разрослась, и ее надо сократить. Мол, из-за большого количества матчей нет возможности организовать с футболистами современный и эффективный учебно-тренировочный процесс. Все время игры и игры, когда же учиться молодым и совершенствовать мастерство ветеранам?

Ну, вообщем, очередная компания началась!

 

1979 год. Команда Атлантика.

Верхний ряд:  Виктор Литвинов, Вячеслав Борщев, Владимир Картавенко, Шамиль Магомедов, Владимир Науменко, Виктор Соколов, Иван Авдеев, Валерий Гудзь, Василий Мисинев, Валерий Петров, Виктор Сугак, Сергей Спектор, Владимир Григорьев, Михаил Захаров, Тофик Гаджиев, Геннадий Макаров, Иван Яхновский.

Нижний ряд: ?, Эдуард Коптев, ?, ?, Владимир Рудаков, Валерий Чалый, Гнездилов, ?.

 

Но самым пугающим в этой истории было то, что по решению этих самых реформаторов, первую лигу по итогам сезона должны были покинуть шесть (ШЕСТЬ) команд! Вы представляете, что началось?!

А в «Таврии» как раз шел сложный период смены поколений, и ей пришлось тяжело. Каждый опытный футболист был необходим для того, чтобы решить задачу, поэтому Заяев попросил меня помочь. Я не отказался, так как считал, что обязан  «Таврии» многим.

Анатолий Николаевич в этой непростой обстановке показал себя настоящим бойцом и профессионалом высочайшего класса. Нет, не в сфере тренерского искусства! Есть искусство решать вопросы. И вот там Николаичу равных не было!

 

Вообщем перед последним туром борьба за право остаться в первой лиге, шла между  «Таврией» и грозненским «Тереком».

Шансы были предпочтительней у «Таврии», не смотря на то, что она играла на выезде в Краснодаре. Дело было в том, что «Кубань» к тому времени уже решила вопрос о выходе в высшую лигу, и за результат последнего матча переживали, пожалуй, только ее болельщики. Футболисты в мыслях же были в отпусках.

Задачей Николаича было утвердить краснодарских футболистов в мысли о том, что свою задачу они уже выполнили сполна, и теперь можно расслабиться. А для того, чтобы можно было хорошо расслабиться после заслуженной победы, неназванные, но легко узнаваемые друзья с солнечного полуострова, приготовили каждому из футболистов небольшой подарочек. Так сказать «барашка в конверте».

Естественно и руководство столь славной команды не должно было остаться в стороне! «Мы славно поработали, и славно отдохнем»! И отдыхать можно начинать прямо на последней игре.

 

Был тут и еще один нюансик. Несколько лет назад подобные проблемы испытала «Кубань». И надо же было такому случиться, что важнейшую игру сезона, в которой решался вопрос выживания «Кубани» в первой лиге ей выпало играть в Симферополе с «Таврией». И кубанские казаки в этот судьбоносный момент показали чудеса отваги и победили! В таких вот играх рождаются традиции. И легенды!

 

И вот теперь у «Таврии» проблема. И рассказал Николаич крымским футболистам о давнем подвиге кубанских казаков и призвал их повторить этот подвиг. Те воодушевились и победили! И напрасно стоял возле раздевалки команды хозяев представитель Кавказа с большим чемоданом!

Победный гол у крымчан забил Юрий Цымбалюк!

И добрые болельщики «Кубани», аплодисментами провожали нас из раздевалки в автобус. А кто-то из них обронил фразу о том, что долг платежом красен, и что теперь мы квиты!

 

 

«Таврия» сохранила место в первой лиге. И никто тогда не мог предположить то, что следующий год станет для нее триумфальным. Что она поднимется в высшую лигу советского футбола.

Но мне не суждено было разделить с ней этот успех. Пришел новый главный тренер, Анатолий Федорович Полосин, славящийся тем, что на своих тренировках дает высочайшие нагрузки. А мне уже было 30 лет. 

А значит, наступило время расставаться с «Таврией».

 

В Севастополе командой руководил Макаров, поэтому я принял приглашение Юрия Ивановича Зубкова, ставшего главным тренером в керченском «Океане», и начальника команды Жака Олега Константиновича, поиграть  за их команду.

Хотелось бы особо отметить тот факт, что председателем профсоюзного комитета «Керчьрыбпрома», содержащего команду, был в то время Леонид Иванович Грач. Тот самый, который позже стал секретарем обкома партии и многое сделал для «Таврии».

 

Поиграв сезон в Керчи, я принял решение вернуться в Севастополь. Знаете, после всего того, что было в моей футбольной жизни, Керчь, при всем уважении к ее футболу, все-таки не то место, где я мог бы получать удовольствие от него.

 

Я вернулся домой, в Севастополь. Макарова Геннадия Ефимовича к тому времени в команде уже не было. Вместо него главным тренером стал Анатолий Николаевич Заяев. 

Такое перемещение человека, спасшего «Таврию» имело свое обоснование.

История чудесного спасения крымской команды в решающем матче в Краснодаре стало достоянием высших эшелонов спортивной власти страны. Может быть этому способствовали уязвленные невниманием к их предложению представители Кавказа, но сам председатель Спорткомитета СССР Сергей Павлович Павлов с высокой трибуны заявил что «…таким дельцам от спорта, как Заяев и Кирш, не место в советском футболе»!

 

И дело было сделано! Но в крымском обкоме работали благодарные люди, и они не могли просто так выбросить на улицу человека, до мозга костей преданного футболу и Крыму. Посовещались на своем партийном уровне, поговорили с Севастопольскими партийцами. Те дали отмашку, и Ефимыча поменяли на Николаича.

 

Я обрадовался этому обстоятельству, но навязываться не стал. Несколько раз, как бы случайно приходил на стадион, наблюдал за тренировочными занятиями. Сейчас могу сказать, что ждал, когда меня увидит и позовет Николаич. Он меня видел, но не позвал. 

Нет никаких обид. Ему было виднее на своей новой должности. Ведь ответственность за результат всегда лежит на главном тренере. 

 

Я обратился к своему другу, председателю Севастопольского спорткомитета Виталлию Григорьевичу Колчанову с просьбой трудоустроить меня.

Но так как в спортивной школе все ставки тренеров были заняты, он предложил мне поработать преподавателем физкультуры. Я вежливо отказался. Столько лет прожить в футболе, и вдруг оставить его? Я не представлял себе этого.

И тут мне помог еще один мой друг. Валерий Керекеза. Он переговорил с дирекцией совхоза им. Полины Осипенко, в котором когда-то была футбольная команда, выступавшая на Первенство крымского областного совета ДСО «Колос». 

И меня пригласил на собеседование директор совхоза Новохатный Кузьма Георгич. Беседа проходила в присутствии председателя парткома Гнилицкого Николая Ивановича и председателя профкома Перчило Алексея Трофимовича. По его результатам беседы  пришли к решению о необходимости возрождения команды и меня утвердили в качестве ее тренера. А так как ставки тренера по футболу в совхозе не было, то меня зачислили в стройцех в качестве обычного рабочего.

Так завершилась моя карьера профессионального футболиста и началась «гражданская жизнь». Я и человек невоенный, но почему-то у меня мое новое состояние вызывало именно эту ассоциацию.

 

1979 год. Команда Атлантика в Хан-сарае.

Слева – направо.врач Масальцев, Геннадий Макаров, Александр Пушкин, Шамиль Магомедов, Геннадий Колосов, Валерий Петров, Валерий Гудзь, Михаил Захаров, Василий Мартыненко, Владимир Григорьев, Александр Соколенко, Виктор Сугак, водитель автобуса Иван, Василий Мисинев, Владимир Науменко, Альгидас Линаускас, Владимир Степанович.

 

Подводя итоги моей карьеры футболиста-профессионала, хотелось бы сказать следующее.

Так уж вышло, что практически вся моя футбольная жизнь прошла в двух крымских городах. В Севастополе и в Симферополе.

Начинал я ее в Севастополе и именно здесь получил путевку в большой футбол. Но говоря о большом футболе, я, конечно, подразумеваю под этим понятием симферопольскую «Таврию». И пусть не обижаются на меня за это севастопольцы.

 

А ведь когда-то севастопольская и симферопольская команды выступали в одном классе, или лиге. Потом, и не так давно, их пути разошлись. 

Одна поднялась вверх и много лет выступала на самом высоком уровне советского и украинского футбола, а вторая прочно обосновалась в низшем дивизионе профессионального футбола, и только в последние три – четыре года своей  истории украинского периода смогла подняться в высший дивизион.

 

Я не ставлю своей целью найти и объяснить причины этого. Но мне кажется, что дело тут не в организации футбольного хозяйства в Севастополе. Причина, на мой взгляд,  лежит совсем в другой сфере.

 

В этой связи вспоминаю рассказанную моим коллегой Василием Ярославовичем Борисом  историю.

Он создал футбольный клуб «Черноморец», представляющий Севастополь во второй лиге Первенства Украины. 

Условия жизнедеятельности у этого клуба были,  мягко говоря «аховыми».

И вот Василий смог пробиться на прием к своему тезке  Василию Михайловичу Пархоменко, бывшему первому секретарю горкома партии, а ныне возглавлявшему Севастопольский горсовет.

Тот позиционировал себя, как  руководитель, гордящийся своим городом, пекущийся об его интересах, и о благополучии его жителей. Неоднократно  рассказывал о том, что любит футбол, и даже несколько раз обронил фразу о том, что является кандидатом в мастера спорта по футболу.

 

И вот ему Василий Борис говорит о том, что условий для организации учебно-тренировочного процесса у команды нет, денег нет, транспорта нет, формы и бутц нет. Над нами, нищими, смеются на Украине. И завтра может случиться так, что наша Севастопольская команда снимется с соревнований. 

Посмотрите, вон в высшей лиге играет команда «Темп» из Шепетовки. Нашли же возможности, сделали команду. Кто про эту Шепетовку раньше знал. Только благодаря  книге и фильму «Как закалялась сталь». Да и то забыли лет двадцать назад, так как в стране изменилась государственная идеология. 

А теперь Шепетовка снова на слуху, потому что команда в высшей лиге играет! 

Надо помочь нашей Севастопольской команде, Василий Михайлович! Стыдно за наш город!

 

А тот отвечает так вальяжно. «Шепетовка, Шепетовка. Узнали благодаря  футболу! А о нас и узнавать не надо! Нас и так все знают. И не только в Украине, а и во всем мире»!

Вот и все.

 

Великая слава Севастополя, добытая нашими героическими предками, расслабила их потомков. К чему стремиться? Нас и так все знают!

 

Я в свою бытность футболистом севастопольских команд «Чайка», «Авангард», «Атлантика» видел и общался с руководителями различного ранга.  И городскими, и футбольными. 

Не скажу про них ничего плохого. Добрые люди. Нас футболистов не обижали, но вот только таких, как Заяев, таких как Грач, таких как Макаренко, таких так Кириченко, готовых на все ради идеи быть в каждом  деле лучшим, среди них не было. 

И специалистов уровня Шапошникова и Бубукина никогда в Севастополе не было. Просто потому, что кто-то должен был желать пригласить таких специалистов на работу для славы своего города.

 

А зачем? У нас же все и так хорошо! Народ на стадион толпами прет, да и команда дома почти всегда побеждает! Все сегодня получается, и, слава Богу!  И есть у нас дела важнее футбола!

Вот только какие? 

Что важного, такого, чтоб на всю страну, сделано в городе за 70, 80, 90-е годы?  Не припомню! Мы жили и живем за счет славы своих предков!

Вот с такой философией мы и докувыркались до последних мест в низших лигах.

 

Какой-то подъем наметился в тот период, когда главным тренером команды «Атлантика» стал Анатолий Николаевич Заяев. И как результат пришло 6 место в Первенстве Украины, и победа в Спартакиаде Украины. Но это так, всплеск, обусловленный результатом деятельности всего одного человека. 

А настоящее, поступательное движение вверх началось у нас в городе только тогда, когда появился такой руководитель, как Сергей Владимирович Куницын. И тогда, когда появился такой тренер, как Сергей Валентинович Пучков. Они, и Александр Львович Красильников, меценат и человек страстно любящий футбол,  вывели наш городской футбол  на футбольный Олимп.

 

Я говорю это потому, что считаю, что руководители нашего города и севастопольского футбола помня о славе нашего города, достигнутой нашими предками,  должны стараться соответствовать им. 

А для этого нам надо все время ставить перед собой самые высокие цели и задачи!  И стараться их достигать!

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сугак Виктор. Часть 2
Сугак Виктор. Часть 4
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: