Свой путь в футболе я начинал в Запорожье, в детско-юношеской футбольной школе ФК «Стрела». Любители футбола со стажем помнят этот футбольный клуб, который в свое время успешно конкурировал с ФК «Металлург».
Тогда ФК «Стрела» принадлежал запорожскому автозаводу, теперь это «Авто-Сич», на котором в свое время работал мой отец, и было совершенно естественным, что я пошел заниматься футболом именно туда.
Моим первым тренером был Кондрат Виктор Николаевич. Именно под его руководством я сделал свои первые шаги в футболе.
Я становился старше и поднимался по футбольной лестнице. Меня пригласили в киевский спорт интернат. И когда формировалась сборная команда УССР для участия в Спартакиаде школьников СССР, то меня пригласили в нее.
Тогда в ней играли такие в будущем известные футболисты, как Таран, Каплун, Крячко, Матухно, Федецкий (старший). Хорошая была команда!
Мы выиграли Спартакиаду, а затем и Чемпионат СССР среди спортивных школ, и «Юность».
В награду нас направили в ФРГ для участия в престижном турнире.
Это произвело на меня сильнейшее впечатление. Особенно впечатляло то, что там за два года до нашей поездки проводился Чемпионат Мира, и мы играли свои матчи на тех же стадионах, где проходили матчи этого турнира! В Аугсбурге, и особенно в Мюнхене, где прошел финал!
Поразило все. И чистота, и порядок на улицах! И еще произвело сильнейшее впечатление посещение магазинов спортивных товаров! Какой только формы мы там не увидели!
А мячи, а бутсы! Я долго не мог заснуть!
После завершения обучения в спортинтернате я вернулся в родной город и попал в запорожский «Металлург», выступавший тогда в Первой лиге.
А тут и время служить в армии подоспело!
Призвали в СКА Одессы, тоже выступавшей в Первой Лиге. О тех временах напоминает
запись в военном билете. В графе «Военно — учетная специальность» прописано – «футболист 1 разряда»!
К слову, вместе со мною «служили» Валера Чалый и Петр Челиби. А также очень скромный и незаметный в обыденной жизни футболист по фамилии Беланов!
После службы я поиграл в Узбекистане, за «Хисар» из Шахрисабэ. Но было очень тяжело выносить тамошнюю жару, и я вернулся снова в Запорожье. На этот раз в «Торпедо».
Если быть откровенным, то не сложились там отношения с руководством команды, и на весенние сборы в Алушту я приехал как полтавчанин.
И тут поступило предложение из Севастополя. Игравшие со мной в «Торпедо» и СКА Одессе Саня Михеев и Валера Чалый, составили мне протекцию перед главным тренером- Геннадием Ефимовичем Макаровым.
Я недолго думал. В Полтаве меня ничего не держало, а тут знакомые ребята, да и сам город мне очень нравился. Ну и дал согласие на переезд.
За мной на своей машине приехал Александр Семенович Павлюков. Я особо отметил этот факт, так как в дальнейшем этому человеку довелось сыграть в моей судьбе определенную роль.
Из впечатлений того времени отмечу прежде всего то, что команда у нас подобралась очень дружная. Да и ребята что надо! Вспоминаю своих друзей Саню Михеева, Валеру Чалого. Ну и тех, с кем по-приятельски сошелся. Эдика Пискуна, Володю Щетинина, Вадика Паукова, Саню Захарова, Олега Лещинского, Серегу Жукова.
Атмосфера в команде всегда была на высоте! Ну и приколы, конечно всяческие! А как без них в футболе?
Команда на пляже. Щетинин, Диев, Жуков, Лещинский, Михеев, Пискун, Пауков, Кишкин.
Вспоминаю, как поехали играть в Керчь, а наш нападающий, Олег Лещинский простудился. Насморк замучил.
Он к командному врачу – Яхновскому Ивану Александровичу. Мол, надо что-то делать. Лечи эскулап!
Тот для прикола и сказал ему, что надо нос натереть Финалгоном! Долго потом Олег гонялся за доктором!
Не могу не сказать добрые слова о наших водителях автобуса. О Николае Петровиче Савкине и о Валерии Сазоновиче Малахове. Сколько стараний было приложено с их стороны, чтобы футболистам было уютно и комфортно. И это правильно. Ведь в автобусе, в те времена, футболисты проводили немало времени!
Спасибо им большое, обоим. Но, к сожалению, ни того, ни другого уже нет в живых. И Николаю Петровичу, и Валерию Сазонычу светлая память и царствие небесное.
Александр Захаров и Алексей Рудыка у командного автобуса. За рулем Валерий Сазоныч Малахов
Хорошо помню, как меня на тренировках гонял Геннадий Ефимович. Он не был специалистом в подготовке вратарей, и больше половины того, что он давал, было абсолютно бесполезно для меня, но его видно грела мысль о том, раз мне тяжело, то значит, такие нагрузки полезны для меня. Чисто армейский подход! Ведь откуда пришел Ефимыч? Правильно! Из СКА Смоленск!
Расскажу один эпизод, хорошо характеризующий его как тренера.
Едем играть на выезд. Опаздываем. Нет, не на игру. На предыгровую тренировку! Из-за темноты мы не сможем ее провести на стадионе, где будем играть. Ну и как следствие начнутся проблемы с ужином, ну и т.д.
На базе в Озерном. Лещинский, Рудыка, Пауков
Наш Ефимыч дает команду остановить автобус. Будем, говорит здесь тренироваться, так как вам сегодня нужна нагрузка. И автобус останавливается. Прямо в чистом поле!
Мы думали, что он шутит, но нет! Загремел наш «Барабан», как в шутку называли Ефимыча, и мы стали переодеваться.
И потом в чистом поле, под дождем и снегом, в грязи началась эта тренировка!
На базе в Озерном. Лещинский, Рудыка, Пауков, Михеев
Еще помню, как по моему приходу в команду, тренировавший тогда юношей Евгений Евгеньевич Репенков подарил мне сшитый по спецзаказу шерстяной вратарский свитер.
Он изготовил такие свитера для своих мальчишек из «Виктории», но проявил ко мне расположение и решил сделать мне презент.
С ним была связана интересная история. Её рассказал Геннадий Ефимович.
«Играем мы где-то на выезде. Кажется в Кировограде. Время вечер, освещение поля безобразное. Как-бы в полумраке играем. Повернулся я к своим воротам, а вратаря нет! Нету Рудыки! Я в шоке!»
А произошло следующее. Освещение, как выше говорилось, безобразное. Я вышел из ворот на линию вратарской и встал, наклонившись вперед, упершись руками в колени.
А роста я не гренадерского, да и верхняя часть вратарского свитера темная, почти черная. Вот меня и не видно. А Ефимыч запаниковал. Мол, если я своего вратаря не вижу, то и соперник тоже не видит. А как начнут бить по воротам издали, решив, что в них никого нет! Мало ли чего произойдет, и что-то с дуру залетит.
Ну, а когда разобрались после игры, то запретил мне в этом свитере играть. Евгеньич интересовался, почему я в его подарке не играю, но я что-то придумал, чтобы его не обидеть.
Александр Михеев и Алексей Рудыка у командного автобуса. За рулем Валерий Сазоныч Малахов.
На базе в Озерном. Щетинин, Рудыка.
Отыграл я четыре сезона. Начались проблемы со здоровьем. Для людей несведущих спорт – это здоровье. Нет. Физкультура – это здоровье! А спорт, со своими нагрузками, единоборствами, только отбирает его. Да и травмирует организм спортсмена.
Сезон 1988 года (весь) я проиграл на обезболивающих. Да и у меня колено прихватило. Так до сих пор и напоминает о тех временах!
В общем, начал я задумываться о завершении своей карьеры.
А тут еще одно событие произошло.
По ряду причин с должности главного тренера ушел Геннадий Макаров. Кто займет его место? Раньше горком решал, кому быть на этой должности. Но это раньше. А сегодня другие времена, и времена интересные! Тут тебе перестройка пришла, а вместе с ней и гласность! Кто жил в то время помнит, как коллективы себе руководителей выбирали!
Вот и нас не обошла чаша сия.
Ну, конечно у футболистов никто не спрашивал мнение о том, кого назначить на эту должность. Для этого есть Совет клуба и спорткомитет города. Как положено, собрались для того, чтобы заслушать кандидатов. Их резюме, их программы.
Кандидатов двое. Владимир Ходус – известный в Союзе футболист, и представитель, так сказать местного футбола — Александр Семенович Павлюков, немного поигравший в городских командах и на данный момент промышлявший частным извозом.
Ходус рассказал, что он мастер спорта, прошел большой путь в Высшей лиге советского футбола, о том, что он дипломированный и лицензированный специалист. Окончил в Москве Высшую Школу Тренеров. Ну и рассказал о планах подготовки севастопольской команды.
На базе в Озерном. Лещинский, Рудыка, Михеев, Чалый, Щетинин
Потом вышел Павлюков и рассказал, что до приезда в Севастополь работал в Магадане. Ну и типа тренировал там местную команду. Здесь пока таксует, но готов развернуться, так как мысли у него по поводу того, как работать с местной командой у него есть очень интересные.
Совет и председатель спорткомитета выслушали обоих кандидатов, и начали процедуру голосования. По-честному, по-европейски, закрытым голосованием. И победил…
Конечно Павлюков!
Газета «Украинский футбол» напечатала статью по этому поводу. Ее заголовок гласил «Севастополь. Главный тренер – таксист!».
Я очень хорошо отношусь к Александру Семеновичу Павлюкову. Уважаю его за его беззаветную любовь к футболу. Но, все-таки, надо уважать уровень своей городской команды и соизмерять свои способности и возможности.
И я решил окончить свою карьеру в футболе в качестве футболиста.
Поговорил с директором СДЮСШОР№5 Александром Николаевичем Чистяковым и пошел к нему работать детским тренером.
Через некоторый промежуток времени Александр Павлюков покинул пост главного тренера, и его, этот пост, неожиданно для меня предложили мне.
Я взял с собой из школы в качестве помощника Виктора Алексеевича Тюкаева и пришел в команду. Прямо в объятия ждавшего меня с нетерпением Бориса Захаровича Байтмана.
Кто помнит те времена, тот знает, насколько тяжело было тогда людям. Огромная страна разваливалась прямо на глазах! И никто не мог сказать, что будет с нами всеми завтра.
А тут футбол! Где взять деньги на его содержание?
Спасибо, Захарычу. Нашел где-то «Ямбурггаздобычу». Смог заинтересовать их нашей загородной тренировочной базой в Озерном. «ЯГД» начал строить там какую-то заимку, а футболисты радовались, так как не могли на эту базу смотреть без изжоги, из-за того, что при Макарове неделями не выезжали оттуда!
Ну и «ЯГД» начал давать нам какие-то денежки. Маловато, но давал!
На набережной Ялты. Медведев, Рудыка, Михеев, Жуков, Диев, Пауков
А тут и «Союз» развалился. Нас, как команду, выступавшую во второй «союзной» лиге включили в первую лигу Первенства Украины. Но мы там не задержались, и за один сезон вылетели во вторую. Если нет денег, то какой футбол!
Пришел главным тренером Василий Борис. Пригласил остаться помогать ему, и хоть особого желания у меня не было, но остался. Все-таки друг попросил!
Дело в том, что происходило в эти годы в профессиональном футболе, для меня, поигравшего в крепких командах советской эпохи, казалось диким и заранее обреченным на неудачу!
И после того, как Василия Бориса сменил, вернувшийся в очередной раз Геннадий Ефимович, я решил бесповоротно «завязать» с профессиональным футболом и ушел в бизнес. И было это в 1990 году.
В Артеке на сборах. Рудыка, Аверков, Пауков
Но как говорится, «никогда не говори никогда». И мне еще пришлось поработать в главной городской команде в должности тренера по вратарям. Сначала в 1995 году с Валерием Павловичем Петровым, а затем в 2005 году с Сергеем Валентиновичем Пучковым.
Уйдя в бизнес, я играл уже просто «для души». Никаких тренировок. Кого тренировать? Тренированного тренировать, только портить! Просто приезжал на игры. И получал удовольствие от самой игры.
Играл я за лучшие по городским меркам команды. Например, за «Волну», руководимую Виктором Федоровичем Сугаком и выступал много лет на Первенство Крыма.
Затем за «Камо» в финале Кубка Крыма в Симферополе на «Локомотиве» играл!
Играл много лет за севастопольскую команду ветеранов.
У нас тогда очень приличная команда подобралась. Мы 5 или 6 раз выигрывали Чемпионат Крыма.
Оглядываясь на свой пройденный в футболе путь, я могу сказать, что прожил вместе с профессиональным футболом Севастополя период заката «советского» футбола, и период становления украинского. Так сказать поработал в обеих эпохах. Ну и во время переходного периода. И я старался отдавать себя футболу до конца.
— Что для тебя значит ФУТБОЛ?
— Это вся моя жизнь.— Что для тебя значит Севастополь?
— Вторая Родина!