С верой в твою будущую славу, юный Севастополь!

ДЮФЛ

Скромный футбольный Севастополь. Часть 1 — Высота героев

Не успел я закончить работу над проектом «Футбол моего Города», и над книгой «Команда», как спонтанно появилась идея создать новый проект, речь в котором бы пошла о городских стадионах, футбольных полях и площадках. Причем не столько о тех стадионах, на полях которых проводятся тренировки спортивных школ и городские соревнования, а о тех футбольных полях и площадках, где когда-то кипела футбольная жизнь, а сегодня стоит тишина, и может быть иногда, но очень нечасто, появляется кто-нибудь, чтобы «постучать» с товарищами «на одни ворота». А ведь были же времена….
Не помню кто из великих футбольных людей когда-то сказал фразу, которую я, мальчишка, запомнил на всю свою жизнь.  «Не ничего более грустного, чем вид футбольного мяча, из которого вышел воздух»!
Но на мой взгляд, есть нечто более грустное. Это вид заброшенного, забытого футбольного поля.


И мне, практически всю свою жизнь, проработавшему в футболе, и помнящему ту золотую советскую эпоху расцвета массового футбола, становится так больно и грустно, когда я вижу эти неухоженные, заросшие сорняками поля, эти ржавые футбольные ворота. И очень хочется сделать что-то для того, чтобы осталась память об этих некогда притягательных, гостеприимных местах, где было так весело и здорово в кругу своих любящих футбол друзей!
И я постараюсь находить такие в прошлом «места силы», и собирать информацию о них, для того, чтобы рассказать потомкам, о том времени, когда футбол был воистину народной игрой. Народной по-настоящему, из-за бескорыстной любви к нему со стороны простых людей, и по массовости. Я понимаю, что уже никогда не получится вернуть то время, и людей на те футбольные поля. Но память, память должна остаться. О тех людях, о том футболе, о тех футбольных аренах, о тех временах. И я решил, что постараюсь сделать так, чтобы о них не забыли. Постараюсь ради них, и для них.



Часть задуманного проекта будет посвящена народным футбольным площадкам. Здесь речь пойдет о тех неказистых, самоустроенных из подручных материалов, площадках, на которых время от времени собираются поиграть совсем уже скромные футбольные люди. Этакий скромный футбольный Севастополь. Ведь именно на таких «полянах», и среди таких, негромко и непублично любящих эту игру людей, и продолжает жить настоящий, народный, истинный, я бы сказал ПЕРВОРОДНЫЙ футбол. На те площадки люди приходят просто ИГРАТЬ. Причем играть не для зрителей, не на результат, а для себя, для своего удовольствия.
У меня уже есть несколько фото таких площадок. И вот об одной такой, случайно обнаруженной мной, жемчужине скромного футбольного Севастополя, и о тех людях, которые создали ее, я расскажу Вам сейчас.

 

Воистину, только Его величество случай может сделать такой подарок.
Ездил по делам в Любимовку, и на обратной дороге решил проехать через железнодорожную станцию Мекензиевы горы. Уже спускаясь к заправке у железнодорожного переезда Симферополь – Севастополь, решил посетить святое для каждого Севастопольца место – зенитную батарею № 365, прозванную немцами «Форт Сталин», и прославившуюся героизмом своих защитников в дни обороны Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.
В июне 1941 года здесь шли очень тяжелые и кровавые бои. Немцы бросили много сил для того, чтобы захватить эту высоту, позволяющую прямой наводкой обстреливать город, и готовить десантную операцию через бухту.
Наши стояли насмерть. Свидетельством доблести, и решения стоять до конца стали несколько радиограмм, отправленных командиром батареи старшим лейтенантом Иваном Семеновичем Пьянзиным своему командованию 13 июня, в последний день жизни батареи.
В 12:03 Иван Пьянзин передал в эфир: – «Нас забрасывают гранатами! Много танков! Прощайте, товарищи, добывайте победу без нас!» 

 

Примерно через час второе сообщение: – «Ведем борьбу за дзоты! Только драться некому – все переранены!». Около 15 часов поступило и третье, и последнее сообщение: – «Биться некому и нечем! Открывайте огонь по КП! Тут много немцев!!!»
И наша артиллерия открыла огонь по позиции батареи.
За этот свой подвиг старший лейтенант Иван Семенович Пьянзин был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза», а высоту, на которой располагалась батарея в народе прозвали «Высотой героев». Ведь за подвиги, совершенные при обороне батареи трое ее защитников: Николай Воробьев, Петр Липовенко, Иван Пьянзин были удостоены звание Героя Советского Союза. Причем, двое последних из этого списка – посмертно.



После войны здесь был воздвигнут памятник. Сегодня севастопольские поисковики, взявшие под свое покровительство батарею, ухаживают за ним, и проводят раскопки на огневых позициях и КП. Стараниями этих бескорыстных людей удалось поднять и достойно перезахоронить останки многих защитников Севастополя. Благодаря им был установлен памятный знак, в композицию которого вошли три камня, символизирующие твердость, решимость, и силу трех командиров батареи: Николая Воробьева, Ефима Матвеева, Ивана Пьянзина, и своего рода «цветок войны», изготовленный поисковиками из ржавого военного железа, найденного на местах боев.

 

 

 Ранее я несколько раз приезжал на батарею вместе с поисковиками, и проникся их рассказами.
Такое не сможет оставить равнодушным никого, и поэтому, раз уж я оказался в этих краях, то решил заехать на батарею, чтобы отдать долг памяти тем, кто отдал за мой Город самое дорогое – свою жизнь.
Уже подъезжая к батарее, я в перспективе улочки, по которой ехал, увидел непонятное сооружение. Издали оно напоминало то ли строительные козлы, то ли сколоченные из досок футбольные ворота. Но какие футбольные ворота здесь, рядом с батареей? Когда я был здесь в крайний раз, то никакого футбола здесь не наблюдалось.
Подъехав ближе, я смог более внимательно рассмотреть объект, привлекший мое внимание. Это действительно были футбольные ворота, а напротив стояли еще одни, довольно замысловатой конструкции. «Вот те раз!» — подумал я.

 

Остановив машину, я вышел для того, чтобы осмотреть неизвестно откуда появившийся футбольный мини – стадион и сделать несколько фотоснимков на телефон. Для задуманного мной проекта, эта фотка будет просто бесценной. Ведь такая футбольная площадка, созданная руками простых людей для меня дороже комфортной бюджетной. И все потому что раз люди САМИ построили ее, то значит она им ДЕЙСТВИТЕЛЬНО была необходима!

 

Завершив фотосессию, я обнаружил, что за мной внимательно наблюдает молодой человек. Познакомились, и я объяснил почему я здесь оказался, и чем обусловлен мой интерес к футбольной площадке.
Молодой человек рассмеялся – «…а я думал, что вы земельным участком интересуетесь». 

 

Разговорились, и молодой человек, назвавшийся Александром Инедеркиным, проживающим рядом, рассказал о том, что футбольные ворота – это дело его рук и рук его товарищей.
«Любим футбол, и решили оборудовать футбольную площадку, для того, чтобы в удовольствие играть! Соорудили футбольные ворота, и время от времени собираемся по-соседски семьями, играем. Причем и дети, и женщины, и мужчины равны в своих футбольных правах. Ведь все мы – члены одной команды».

 

 

Я поинтересовался тем, откуда родом Александр, и в каких отношениях он с футболом.
Тот рассказал, что приехал в Севастополь из Чувашии. Село Шоля, Красночитайского района.
«В детстве занимался футболом в спортивной школе. Играл в воротах. Кстати, играл не без успехов. Школьная команда, за которую я выступал, даже чемпионом района становилась.
Моя любовь к футболу, скорее всего, от отца. Тот тоже любил футбол. Он играл и в нападении, и в воротах. Товарищи по команде рассказывали, что у него был «пушечный» удар. Как-то раз так приложился, что даже стойку футбольных ворот сломал.


Что касается меня, то Господь такой силушкой не одарил, и наверное поэтому я играл строго в воротах.
Если говорить о моих перспективах в футболе, то может быть какие-то задатки у меня и были, но вот развить их в тех условиях не представлялось возможным, и я со временем отошел от систематических занятий футболом, и с возрастом пошел на госслужбу, а там было не до футбола.   После известных событий оказался здесь, в Севастополе. Построил дом, перевез семью, и теперь моя новая Родина здесь!
Что касается футбола, то очень бы хотел играть в мини-футбол, но пока не нашел команду, которой нужен вратарь. Поэтому иногда, под настроение, играю с друзьями вот здесь, на этой площадке.  Но чаще выхожу сюда с сыном Богданом. Он у меня футболом занимается в спортивной школе № 8, и я помогаю ему дорабатывать те элементы футбольной техники, которые показывает ему тренер. Так сказать, работаю с ним по индивидуальному плану».

 

Я поинтересовался у Александра, а не возникает ли у него и его друзей каких-то конфликтов с представителями власти на предмет того, что их импровизированное футбольное поле находится рядом с батареей.

 

«Да нет! Какие конфликты? Да и с кем?
Поля ведь как такового нет. Просто на относительно ровном клочке земли поставили сколоченные из подручных материалов футбольные ворота, вот и весь стадион! К тому же наше сооружение (ворота) не стационарное. Взял, да перенес. Да и игры наши не на территории самой батареи проводятся.


А по поводу представителей власти, так мы их здесь не видели никогда. А вот с общественниками, с поисковиками, поддерживаем тесный контакт, и помогаем, чем можем. Потому, что все, что то, что они делают, они делают от души! И для Души! Как не помочь? Здесь же до сих пор в земле НАШИ лежат. Те, кто НАШУ Родину защищал. 

 


Знаете, раз уж разговор пошел о батарее» — продолжал свой рассказ Александр – «то скажу, что мне было очень неприятно узнавать о том, что в украинское время почти вся, ВСЯ территория батареи была распределена под садовые участки. Один из них был нарезан даже на том месте, где стоит памятник. Об охранной зоне я и не говорю! Не было ее!
Сейчас поисковики в судах добиваются отмены этих решений, но дело идет туго. Они ведь как общественники выступают. А власть молчит.
И еще. Сейчас мы вместе с поисковиками стараемся воспрепятствовать процессу разрушения памятника на батарее, и часто становится обидно за то, что местные власти не уделяют должного внимания этому вопросу».

 

Мы распрощались с Александром, и я поехал домой. Честно сказать, что настроение было «не ахти». Скажу о том, что я испытал большую радость от того, что встретился с людьми, искренне любящими футбол, и делающими все что в их силах для того, чтобы играть в свою любимую игру.
Но осталось и неприятное чувство. Кем же надо было быть, и как надо было любить деньги, и не любить свою Родину, чтобы отдать под застройку землю, где до сих пор лежат не упокоенные защитники Родины? А то, что на месте памятника собирались дачный дом строить, у меня вообще в голове не укладывалось! Нелюдь просто какая-то.


Но было и положительное чувство. Радовало то, что к нам переезжают жить такие порядочные люди, как Александр и его друзья, которые и футбол любят, и Родину нашу общую.
Таким, как они, наш Город будет только рад. И уж он обязательно поможет им стать настоящими Севастопольцами.
Вспомните рассказы старших о тех людях, которые поднимали Город из руин после освобождения его из-под ига фашистов. Коренных севастопольцев – то было очень мало, и Город восстанавливали и сделали белым красавцем у самого синего моря, люди, приехавшие сюда, в волшебный, изумительный город со всех концов нашей огромной, и тогда единой, страны. И всех их со временем наш Город сделал Севастопольцами.  Уверен в том, что и на этот раз все будет именно так. Он ведь сильный, наш Город!


И с футболом все наладится! Будем мы еще в российской профессиональной лиге! Да что там! И в Премьер – лиге российской будем! Надо только верить в Севастопольский футбол, любить его, и работать, работать, и еще раз работать на его благо! Прорвемся!
Тем более, что нам есть на кого равняться…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скромный футбольный Севастополь. Часть 2 — Первомайка
Футбольные байки
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: