Поделиться с Вами этой историей меня сподвиг сегодняшний звонок одного очень уважаемого футбольного человека. Александра Михайловича Гуйганова. Честно говоря, я и не ожидал того, что история, рассказанная мной о событии, имевшем место в самом начале 90-х годов, проживет столько, и даже на сегодняшний день, со слов Александра Михайловича, будет хитом, вызывающим здоровый смех у аудитории.
«Вот, о чем писать надо, Евгеньич! А то перебираем статистику, ворошим давно ушедшие голы, очки, секунды! Кому это надо, кроме нас, ветеранов, живущих прошлым. А вот такие истории независимо от того, когда они состоялись, будут привлекать к себе футбольных людей, и главное – молодежь!» — сказал Александр Михайлович.
И я подумал – подумал, и решил, «…а почему бы и нет?!». Ведь в этой истории тоже есть аромат того времени, той эпохи. И к тому же, я признал правоту Александра Михайловича, что такие вещи могут быть в определенном плане и поважнее публикуемых отчетов об играх городских команд и событиях, происходивших много лет назад. Немного смеха, и сама история Севастопольского футбола станет ближе и живее для читателя. Ведь делают ее обычные живые люди.
Спасибо, Михалыч! Ты сам был большим любителем всяческих подначек и «горбушек» в бытность футболистом и тренером взрослых футбольных команд. И уж кто лучше тебя может подтвердить тот факт, что футбол, это очень живая и веселая ИГРА! Причем, я не открою какой-то скрытой от глаз людских истины, если скажу о том, что ФУТБОЛ и есть квинтэссенция ЖИЗНИ!
Так что еще раз, спасибо тебе Михалыч за идею!
Итак, на дворе начало 90-х. Только что «почил в бозе» Советский Союз. На постсоветском пространстве разброд и шатание на фоне торжества молодых национальных демократий.
Но практически все бывшие республики бывшего Союза продолжают жить так в дружбе и согласии. И на этом фоне, мой детско-юношеский футбольный клуб «Виктория» продолжает проводить футбольные турниры, куда съезжается множество команд из Украины, Молдовы, Беларуси и России. Количество команд зашкаливает! Мы, с Александром Николаевичем Чистяковым, бывшим в то время директором СДЮСШОР № 5, также, как и я проводившем в период весенних каникул турниры, как-то подсчитали общее количество участников по всем, проводимым нами турнирам, и по всем возрастам. Так вот, далеко за сто команд перевалило!
Народ в те годы не был избалован условиями размещения и качеством футбольных полей. Это потом «спартачи» скажут, что за такие деньги они в Италию на турнир поедут, а пока приезжали и они, и «динамщики» из Москвы, и Киева, а также ленинградские «зенитчики», и знаменитые ленинградские, минские, киевские, московские «Смены», кишиневский «Нистру», украинские «Днепр», «Черноморец», «Шахтер» и прочие. Вообщем уровень был очень приличный!
Но кроме того, что мы могли обеспечить хороший уровень спарринга весной, когда все северные (по отношению к Севастополю), команды стремятся «встать на землю» после спортзалов и манежей, люди ехали к нам еще и потому, что мы – Севастополь! Дети моги прикоснуться к истории, которая в то время еще не подверглась ревизии и корректировке в угоду национальным интересам. Мы все по духу оставались гражданами великого СССР!
А Севастополь был любимым детищем той страны!
Ну, если с культурной программой непосредственных участников соревнований в лице детей все было в порядке, то с тренерами наблюдалась недоработка. Творческий вечер в одном их ресторанов был не в счет. Коллегам хотелось чего-то другого. Чего-то типа прикосновения к истории славного города, но в узкой профессиональной компании, безо всяких детей! Так сказать, патриотизм, но без галстуков!
Отдельные, наиболее активные представители тренерского цеха, обращались ко мне с предложением организовать для них какой-нибудь эксклюзив. Но я тормозил эти, сулившие мне немалые хлопоты, инициативы. Но сколь веревочка не вейся…
Вообщем, я пообещал что-то придумать. Проблема была в том, что Панорама, Диорама, музею и военные корабли к этому времени народу приелись, и надо было изобрести что-то свежее и яркое. И как-то неожиданно родилась идея организовать посещение подводной лодки! Вот это была мысль!
Идея ударила в мою голову, подобно молнии, и я тут же приступил к ее практической реализации.
Не скажу о том, что потребовались какие-то героические усилия и время для претворения в жизнь этой задумки. Знакомых-то у меня хватало, в том числе и среди флотских. Да и с подводными лодками проблем не было. В те времена их в Балаклаве было как сельдей в бочке. На любой вкус.
Вообщем пара звонков и вот я уже нахожусь в кабинете командира подразделения подплава. Ему был подарен футбольный мяч, и вымпел «Виктории», что позволило решить вопрос по-флотски быстро и организованно.
Меня познакомили с командиром подводной лодки, причем командованием было многозначительно сказано о том, что эта лодка часто используется для подобного рода представительских мероприятий.
Переговорили с командиром, определили дату и время посещения. Командир спросил меня, по полной схеме организовывать экскурсию, или как?
Я без всякой задней мысли ответил, что конечно! Говоря так, я естественно имел в виду то, что после окончания экскурсии, будет накрыт импровизированный стол, где флотский и футбольный люд пригубит законные «наркомовские». В таких случаях, как правило, принимавшая сторона готовила стаканы и закусь, а напитки привозили с собой гости.
Если бы я знал о том, какие сюрпризы будут ожидать меня!
И вот, в назначенный день, и час группа тренеров оказалась на территории воинской части. Сразу скажу о том, что это мероприятие не у всех тренеров вызвало приступ энтузиазма. Одно дело потихонечку и понемножку выпивать у себя в номере в компании тренеров, а совсем другое дело взять и поехать непонятно куда смотреть какую-то подводную лодку. Для сухопутных товарищей, что подлодка, что военный корабль, все едино! Вообщем, вы езжайте, а нам расскажете, если что будет интересное!
Нас встретили и препроводили к ошвартованной подводной лодке. Большая проблема возникла во время спуска в чрево лодки. Среди гостей были люди и с лишним весом, и в возрасте. Но с шутками – прибаутками, и с помощью военнослужащих все добрались до центрального поста, где решили провести церемонию знакомства с командным составом подлодки, и обсудить направление дальнейшего движения экскурсантов.
Ну, вообщем, все шло весело и вполне предсказуемо. Под одну – вторую рюмку хозяева рассказывали об истории подводного флота, и об устройстве лодки. Гости проникались уважением к нелегкой службе подводников, благо что обстановка располагала к этому. Тесное помещение, наличие бесчисленного количества каких-то приборов и устройств на переборках и даже на подволке, способствовали появлению каких-то флюидов клаустрофобии. Гости понимали, что они здесь на экскурсии, а кто-то в этой духовке работает. А какой была реакция на выключение света в посту, когда командир решил проиллюстрировать вполне возможную ситуацию аварийного обесточивания! Надо было видеть лица моих коллег! В глазах можно было прочесть одну мысль – «…как хорошо, что я не подводник!». Поэтому гости с искренним чувством говорили тосты, посвященные флотской службе.
И вдруг, зазвонил телефон. Нет, не мобильный! Их в то время не было. Настоящий огромный корабельный телефон. Командир лодки взял трубку и представившись стал слушать. Выражение его лица изменилось.
«Товарищ адмирал» — услышали мы – «…. да у меня ведь экскурсия… Слушаюсь, товарищ адмирал»!
Командир вставил трубку в защелки, и обернувшись к собравшимся произнес – «Боевая тревога! Выходим в море!»
Раздались слова команды, зазвенели какие-то звонки, что-то загремело, зарычало в глубине лодки. Мы были в шоке!
Командир, посмотрел на нас, и произнес – «Тревога, а значит нет времени вас вытаскивать наверх. Сидите, что уж тут сделаешь, только не мешайте.»
И другим уже тоном произнес –«От контрразведки поступила информация о том, что америкосы на внешнем рейде установили специальные буи, которые следят за движением подводных лодок в районе Балаклавы. Наша задача определить, насколько это правдивая информация. Так что не переживайте, войны не будет!»
Но я бы не сказал, что его слова успокаивающе подействовали на гостей. Надо было их видеть! Пришлось наливать и воодушевлять. Командир рассказал о том, что такие выходы в море не редкость, да и пробудем мы там недолго. Как только выполним задачу!
А тем временем, грохот усилился, и по громкой связи стали поступать доклады. Вот мы уже отдали швартовы и отошли от стенки, вот уже двинулись к выходу из бухты, и вот мы уже в море.
И тут я начал замечать некоторые нестыковки. Конечно, я не подводник, но много раз бывал на лодках, и кроме того, был немного знаком со спецификой службы подводников. Вообщем я заподозрил, что перед нами разыгрывают военно-морской спектакль, но благоразумно промолчал.
Тем более, что такой оборот событий меня устраивал. Еще бы, такая постановка! Вот будет, что рассказать!
Жизнь продолжалась. Включили какую-то установку и стали искать злосчастные буи.
Командир распорядился налить еще по рюмке, затем еще. Вообщем скоро водка закончилась. И тут всем было предложено попробовать флотский напиток под названием «шило»!
Для штатских объясняю, что так на флоте называют спирт. Причем чистый, медицинский.
И пьют его не разбавляя, и не запивая. Для моих коллег, то еще испытание! Но справились. И тут новая команда – «Ныряем»! То есть, по-нашему, по сухопутному – погружаемся.
«Боцман, на рулях! Ныряем на триста метров»!
И тут кто-то из офицеров тихонечко, но так, чтобы его услышали, произнес – «Триста, это много. Лодка старая…». Мои подопечные затряслись, а мне было тяжело сдерживать смех.
Снова выручило «шило».
Затем пришел матрос и принес бутыль с какой-то жидкостью. Командир сказал, что это морская вода, набранная на глубине 300 метров, и каждый из гостей должен выпить по стаканчику ее. Этот ритуал будет означать, что вас приняли в подводники! При чем приняли на глубине! «Шило» помогло проглотить морскую воду. Народу похорошело. А скоро поступила команда ложиться на обратный курс. Стало вообще весело! Даже песню об усталой подлодке затянули. Началось братание!
Здравствуй, родной балаклавский берег! Подняли еще по одной за счастливое окончание плавания. Командир зачитал приказ, в котором объявил благодарность в том числе и всем присутствующим. Снова налили. На этот раз за флотское братство!
Стали собираться домой. Вот только оказалось, что это не так просто сделать. Ведь надо было подниматься по вертикальному трапу где-то примерно на высоту третьего этажа, а учитывая возраст, физическую форму тренерского состава, и коварное «шило», принятое с морской водой….
Вообщем пришлось прибегнуть к помощи каната, на котором некоторых и подняли в рубку.
А на верху после духоты и тесноты центрального поста так хорошо! Свежий ветерок обдувает разгоряченные лица, и шевелит какие-то тряпки на леерах. Полтавский тренер по фамилии Плевако, указал на них и горячо дыша мне в лицо, сказал – «Женя! Вот, что такое боевая тревога! Они даже белье не успели снять! Так под воду с ним и ходили!»
И я скажу, что иронии в его словах не было. Просто констатация факта!
Тепло попрощались с офицерами, погрузились в автобус, и отправились восвояси!
Я от всего сердца поблагодарил командира за классную «экскурсию». То улыбнулся в ответ, и сказал, что эта тема у них отработана. Не мы первые, не мы последние.
Есть магнитофон, есть вспомогательные механизмы и дизеля, есть товарищи офицеры, для которых за счастье поучаствовать в такой авантюре. Прибавим сюда немного «шила», немного импровизации, и вот уже готова очередная партия «подводников».
А что началось завтра! Весть о нашем выходе в море, и погружении разнеслась по всем турнирам.
Те, кто не поехали, кусали локти от досады! А фигуранты подводного приключения держались очень солидно и важно! Еще бы! В море ходили, на глубине были, «шило» и морскую водичку пили! Настоящие соленые мореманы – подводники, а не то, что некоторые «мазуты сухопутные»!
Может быть кто-то из мореманов и догадывался о том, что и от стенки мы не отваливали, и конечно, ни в какое море не выходили. Но кто-же об этом будет рассказывать!
Тем более, что в глазах своих воспитанников они были настоящими героями!
Ко мне тут же начали обращаться коллеги с просьбой организовать и для них такое посещение, но я под благовидным предлогом отказал. Хорошего понемножку! Да и второй раз такую инсценировку организовать будет невозможно!
История с нашими «подводными» приключениями получила широкую огласку на просторах СНГ, и потом, на протяжении многих лет, на каждом весеннем турнире ко мне приходили желающие тоже приобщиться к героям – подводникам.
Я был не против, но в части сменилось командование, и флотские спектакли для гражданских любителей военно-морской сцены закончились!