С верой в твою будущую славу, юный Севастополь!

ДЮФЛ

Касперович Сергей

Родился в 1970 году в балаклавском роддоме, а детство и юность прошли в родном Инкермане.

 

Первые воспоминания об участии в футбольных баталиях относятся ко времени моего пребывания в детском саду. Уже тогда у меня от природы был хорошо поставлен удар с левой ноги, и поэтому вся наша детсадовская группа часто лазила за мячом, перелетавшим через низенький забор садика.
Такого рода занятия футболом продолжились и после того, как я пошел в первый класс школы, где мне повезло встретить такого любителя футбола, как мой школьный преподаватель физкультуры Маляров Владимир Андреевич. Нет, он не стал моим тренером. Он организовывал и выставлял на городские соревнования команды от нашей школы, и именно в такой команде я впервые и принял участие в соревнованиях. Поэтому с полным правом могу назвать Андреича  своим наставником.
Вспоминая о том времени, я скажу, что все мы, школьники, охотно занимались в различных секциях, и принимали участие в различных соревнованиях и спортивных мероприятиях. Тут были и походы, и турслеты, и различного рода турниры по футболу, баскетболу, пионерболу, и по другим видам спорта.
А когда мне исполнилось где-то 11-12 лет, Владимир Андреевич направил меня на наш стадион, к Александру Александровичу Сярову, тренеру местной команды «Рубин» Белокаменск (так в то время назывался Инкерман). И вот там я приобщился к организованному футболу.

 

Ведь до этого я просто гонял мяч в компании своих приятелей и полного представления о такой вещи, как тренировка не имел. Хотя среди моих знакомых были такие ребята, как Володя Березин, Гена Абрамов, Олег Сагайдачников, Серега Мальфанов, которые занимались в известном клубе «Виктория» и рассказывали о том, что там происходит.
Но только под руководством Сан Саныча (а именно так мы его называли), я смог войти в настоящий футбольный мир! И было бы неправильно, если бы я не рассказал об этом человеке.  
Начну с того, что авторитет у него был непоколебимым. Как среди нас, мальчишек, так и среди взрослых! И достигнут этот авторитет был в первую очередь преданностью к футболу и тем подвижничеством, которое я никогда и ни у кого больше не встречал!
Мы знали, что Саныч живет в городе, и работает на Северной стороне, откуда он приезжал на тренировки к нам в Инкерман на своем гоночном велосипеде. И еще я знал о том, что он тратит на футбол собственные деньги, покупая для нас мячи, сетки на футбольные ворота, майки.


С нами мальчишками он занимался по полной программе. Очень серьезно и ответственно! Так же, как и со взрослой командой. Правда не всегда мог уделять нам достаточно времени. Сами понимаете, что все-таки взрослая команда занимала большую его часть, так как она выступала в соревнованиях. Да и сколько его там было, этого времени? Представьте, после окончания трудового дня Санычу надо было добраться до Инкермана, и что там оставалось до темноты!
И только тогда, когда световой день увеличивался, Саныч мог уделять нам больше внимания. Особенно боговали мы летом.  Он брал отпуск, и все время проводил с нами. Мы и тренировались по полной схеме, и на игры в город выезжали. И, конечно, на море в Любимовку ездили.
Я бы назвал его работу идеалом тренерской самоотдачи!

 

Юношеская команда Рубин с Г. Колесовым, А. Шумаковым и А. Сяровым

Юношеская команда Рубин с Г. Колесовым, А. Шумаковым и А. Сяровым

 

С 14-ти лет я уже принимал участие в играх Первенства Крыма. Для этого наш «Рубин» объединился с командой «Колос» с Сахарной головки, и эта объединенная команда начала играть в крымских соревнованиях среди сельских команд. А в соответствии с действующими тогда Регламентами, команда – участница обязана была выставить еще и юношескую команду. Эта команда должна была выходить на поле перед игрою взрослой команды. Вот за такую команду я и играл.  Составлена она была из ребят с Сахарки и Инкермана, из которых я бы отметил Олега Быкова, Левченко, Славу Шумакова, Синцова, Лобова, Олега Вяхирева, братьев Тарановых.
Со временем, по мере взросления, меня начали подпускать и в состав взрослой команды.
При чем, если в юношеской команде я время от времени мог выходить на игры в качестве полевого игрока, то во взрослой команде этого не происходило. Только в воротах! Но мне было приятно внимание взрослых, и то, что на меня обратили внимание.


По большому счету в те годы я довольно уверенно чувствовал себя как в воротах, так и в качестве полевого игрока. Это уже позже судьба определит мое игровое амплуа, а пока для меня главным было просто играть в футбол.  И такая возможность у меня была.
К этому времени наша команда «Рубин» сошла на нет, и многие инкерманские любители футбола перебрались на Сахарку. Там, благодаря стараниям Игоря Нефедова, Гены Колесова и Миши Бондаренко был создан великолепный футбольный газон. Пожалуй только у городской команды мастеров был такой!
И вот на этом поле мы и тренировались, и играли. Стимул то был какой!
Вспоминаю такую интересную подробность. Иногда за игры нас весьма своеобразно поощряли. Миша Бондаренко привозил из теплиц и совхозных полей овощи, и после игры их раздавали игрокам. Мне было очень приятно привозить заработанное домой родителям. Вот вроде бы как стал футболом зарабатывать! Шучу конечно!

 

Сахарка - 87 г.

Сахарка — 87 г.

 

Закончил восьмой класс, и, хотя меня приглашали продолжить обучение в школе дальше, я решил пойти учиться в ГПТУ № 3. Дело в том, что там в то время серьезно занимались футболом. Сам Анатолий Николаевич Заяев работал тренером! И естественно, что на базе этой команды была создана сборная Крыма по «Трудовым резервам». А так как я с самого детства мечтал стать футболистом, то естественно, что узнав о создании такой команды, увидел в ней свою перспективу.
Скажу о том, что я не пожалел! Все было на высшем уровне. И тренировки, и участие в соревнованиях в Донецке, Краматорске. Я позже никогда не жалел о времени, проведенном здесь. И очень благодарен всем тем, кто работал с нами. И Анатолию Николаевичу Заяеву, и Евгению Александровичу Попову, и Валерию Александровичу Чалому.
К тому же именно здесь я познакомился с Олегом Бузиной, с которым дружу и по сей день.

 

Когда я учился на последнем курсе, меня начали привлекать к играм за «Металлист».  Это был новый опыт, так как тренироваться и играть в одной команде с такого уровня футболистами, как Владимир Кобылко, Владимир Голубев, Виктор Алексютенко, Анатолий Бакалов мне до этого не приходилось.

 

Зимой 1988 года привлекли на сборы в городскую команду мастеров «Чайка». К этому времени судьба окончательно определила мое место на футбольном поле. Оно оказалось в воротах!

 

В том же 1988 году подошло время моего призыва на службу. Радовало то, что я попал в директиву, и призывался на Черноморский флот. Это означало, что со временем меня смогут перевести в спортроту.
Правда, по призыву мне посоветовали на полгода забыть о футболе, и заняться освоением воинской специальности. Спросите, какой? Отвечу – водолаз!

 

Я - водолаз!

Я — водолаз!

Все прошел по полной программе в школе водолазов. И теория, и практика, и погружения, и глубины. Вот только после получения специальности, остался в той же школе водолазов, но уже в качестве футболиста во флотской команде!

В то время самым главным человеком в ней был Леонид Иванович Слесарев. Воинское звание мичман, но по значимости сродни высшему офицерскому составу. По большому счету существование всей нашей команды, это его заслуга. Любил человек футбол!
Начальником команды был Иван Сычев, а тренером Геннадий Ефимович Макаров. Вскоре его сменил Василий Борис, и собственно говоря именно с этого момента и начался подъем флотской команды!
Чем запомнился этот период в моей футбольной карьере? Наверное, прежде всего тем, что я впервые почувствовал, что такое работать и играть «под задачу». Почувствовал, что такое настоящая работа! Спасибо за это огромное Василию Ярославовичу, светлая ему память!

Флотская команда

Флотская команда

 

В то время мы выступали в городских соревнованиях, в Первенстве Крыма, и конечно в Первенстве и Кубке Вооруженных Сил СССР.
С этими соревнованиями у меня связаны самые приятные воспоминания. Они стали для меня судьбоносными, если говорить высоким штилем.
Да и показанный нами результат до сих пор греет мне душу! Еще бы, ведь мы выиграли Кубок Вооруженных Сил СССР! При чем, последний такой трофей в истории той страны.
Не буду вдаваться в подробности, но сначала мы «на зубах, на жилах», выступили на зональных соревнованиях в Одессе, где смогли сыграть вничью с командой Западной Группы Войск, и обыграть хозяев. А выйдя в финал, который проходил в Севастополе, в финальном матче на стадионе «Чайка», обыграли эту самую ЗГВ 3:0! И был это 1990 год!
А на следующий год, в Первенстве Вооруженных Сил СССР мы достойно сыграли со сборной Московского Военного Округа, и Ярославович сказал мне, чтобы я собирал вещи, и готовился ехать в Москву. Действительно, скоро пришла директива, и я отправился в столицу, к тому времени уже Российской Федерации.

 

Приехал по указанному адресу – Ленинградский проспект 39. По этому адресу находился целый, если так можно выразиться, спортивный квартал ЦСКА. Для всех видов спорта. Я бы даже назвал это место настоящей Вселенной, отдельным миром ЦСКА!
Разместился в пансионате ЦСКА по улице Песчаной, где кроме команды ЦСКА-2 проживали ребята из дублирующего состава. Например, Новосадов, Файзулин, Минько, Корсаков. В дальнейшем они оказались и в составе ЦСКА, и сборной.


Познакомился с начальством футбольной команды ЦСКА-2. Главным тренером был тренером Леонид Васильевич Назаренко, и начальником команды Сергей Иванович Березин, а кем-то вроде начальника отдела селекции был Анатолий Васильевич Коробочка.
Оказалось, что именно с его подачи я и оказался здесь. Он увидел меня в играх с ЗГВ и с МВО.
Очень благодарен ему!

 

Ну и начал работать. В команде было много перспективных талантливых ребят, в дальнейшем заигравших на хорошем уровне. Мой дебют за ЦСКА-2 состоялся в матче Первенства России по второй лиге с раменским «Сатурном». Вышел при счете 0:1. Старался как мог, руководил игрой обороны, плюс старался использовать мои сильные стороны, такие как быстрый ввод мяча за центр поля рукой и ногой. И начальство осталось мною довольно, несмотря на то, что по итогу игра была проиграна. Правда, удовлетворенно скажу о том, что мне забить соперники не смогли.

 

В декабре 1991 года поехал в Севастополь увольняться со службы, а с 3 января 1992 года подписал контракт с ЦСКА. Вы можете представить мое состояние!
Зимой съездил в Германию, где приняли участие в каком-то футзальном турнире. Запомнилось, что с подачи Анатолия Коробочки сыграл за какую-то немецкую команду. Тоже в футзал.

 

По приезду в Москву на меня вышли представители симферопольской «Таврии». Авдыш Валерий Зедович. Предложил приехать в Симферополь.
Я обратился к Назаренко. Тот переговорил с начальством и сказал, что «Таврия», это все-таки высшая лига, и такой шанс упускать нельзя. Поэтому, с одобрения руководства можешь смело ехать в Крым и пробоваться.
Я сказал об этом Авдышу, и тут же неожиданно быстро оказался в самолете, летевшем в Симферополь. Там меня встретил Роман Львович Аронов, администратор «Таврии». Он отвез меня, немного ошалевшего от такой скорости, на стадион «Локомотив», где меня со словами – «С возвращением домой, сынок!» меня встретил Анатолий Николаевич Заяев.

 

А завтра, рано утром, перед посадкой на самолет, мне вручили заграничный паспорт (…как они его сделали? Я ведь из Москвы практически без документов прилетел!) и я отправился на сборы в Турцию!

 

Скажу, что уровень, на который я попал оказался очень серьезным! Основу команды составляли уже сформировавшиеся как футболисты люди – Волков Игорь, Шевченко Сергей, Гладышев Владимир, Новиков Влад. Мужики, дядьки! А жил на сборах я в одном номере с Саней Головко.
Что сказать? Команда формировалась «под задачу». И я начал понимать, что мне здесь ничего не светит. Разве только обещания Заяева, и место в составе команды, выступающей в Первенстве Крыма.  Но это я уже проходил!
И поэтому, сделав соответствующие выводы, я, пройдя полностью все сборы, вернулся в Москву, решив остаться в ЦСКА.
А «Таврия», в своем первом сезоне в независимом Чемпионате Украины, стала Чемпионом! Я порадовался за тех людей, с которыми познакомился на сборах. Все-таки совместный труд сближает!

 

Ну, а я стал трудиться в ЦСКА-2. Скажу, что времечко на дворе стояло самое непростое. Начало девяностых! Разваливалась огромная страна, и мы, ее вчерашние граждане старались как-то выживать. Денег не платили, не смотря на контракты. Спасало то, что мы находились практически на полном содержании ЦСКА. Жить было где, питание было, экипировка была, вот только с деньгами было туго! Но как я уже говорил, на фоне того, что происходило в стране, это были не самые большие трудности. Хотя, а как трудиться, без оплаты за этот самый труд!

 

На тренировке

На тренировке

 

И вот, в этой обстановке, после одной из тренировок Назаренко говорит мне с Димой Рыбиным – «там на трибуне вас человек одни ждет. Подойдите, поговорите». А что за человек, не сказал.
И вот мы с Димой поднимаемся на трибуну, где в темноте (время вечер), нас ждет незнакомец.
Незнакомец! Вот это да! Да кто же не знает Константина Ивановича Бескова!
Он не стал долго рассусоливать. «Я принимаю «Асмарал». Вы будете играть у меня?»
Господи, да о чем он говорит?
Мало того, что «Асмарал» был «первым советским профессиональным клубом»! Мало того, что о его финансовом состоянии ходили легенды! Для нас, «сынков», тренироваться у легенды советского футбола, уже было нечто!

 

Вообщем, рассказали Назаренко о состоявшемся разговоре, и в определенный день оказались в Серебряном бору, на базу «Асмарала». Охрана поинтересовалась, кто мы и откуда. К нам вышел Николай Урузмагович Худиев, один из тренеров «Асмарала».
Мы рассказали ему о разговоре с Константином Ивановичем, и он сразу провел нас на базу. Начали работать. Вот только правда, Константина Ивановича мы не увидели. Главным тренером стал другой легендарный футболист и тренер.  Валентин Козьмич Иванов.
Стали работать под его руководством. Поехали на сборы в Адлер. Так сказать, по «торпедовским тропам». Тренировки, игры.  Честно говоря, я был доволен собою. Чувствовал, что у меня все получается. Основным вратарем был Саня Шиянов. У нас с ним наладились нормальные рабочие отношения.  Да и Александр Дозморов, с которым мы сдружились, говорил, что я могу не волноваться за свое будущее. «Нашим боссам ты подходишь, главное, чтобы тебя твои руководители не стали держать» — говорил он.
Но вот здесь то что-то пошло не так. В обговоренный день представители «Асмарала» встретились с уполномоченными людьми от ЦСКА, и те вдруг «отморозились». «А с чего бы это мы вдруг начинаем продавать вратарей»? Вот так номер!


Правда, потом я подумал, и понял, что причина отказа заключалась в размере отступных, которые «Асмарал» должен был выплатить за меня! Кстати, подобная история была потом и с представителями одного из клубов Швеции, которым был нужен вратарь, и моя кандидатура их устраивала. Правда, тут все было ясно сразу. Мои хотели одну сумму, а скандинавы расценивали мои услуги намного скромнее.


Жаль конечно, что не сложилось, но тут ты связан контрактом! Клуб то в тебя деньги вкладывал!
Единственный плюс, который вышел, благодаря в этой истории, так это то, что я оказался в составе первой команды ЦСКА. Она как-раз готовилась к ответной игре с «Барселоной».
Нет – нет, мне не при каких раскладах не светило даже каким-то образом причаститься к этому. Но тем не менее, я тренировался с основой, которая готовилась на «Барсу».
Кстати, ребята очень тепло отнеслись ко мне. И еще один интересный момент.
Выхожу как-то после тренировки в холл, а там Володя Файфор, наш севастопольский судья, фанат футбола, и коллекционер спортивной атрибутики по прозвищу «Адидас».  Вот такая случилась, неожиданная и приятная встреча.

 

Что касается моего будущего, то после истории с «Асмаралом», я загрустил. Вроде бы как появилась перспектива, и вдруг…
Даже руки опустились. Что делать? Попытать счастья в других командах? А кому я нужен за такие деньги? Да и команды обычно дорожат своими вратарями, и играют они как правило до преклонных по меркам полевых игроков лет. Так что не дождешься!
К тому же был еще один фактор, очень серьезно заставлявший задумываться о жизненной перспективе. В моей жизни появился дорогой человек, моя супруга Татьяна. Да не просто супруга, хороший и любимый человек. Ко всей этим замечательным качествам она еще была из мира ЦСКА, а если точно, то из мира спортивной гимнастики. И не просто рядовой труженик, а тренер – хореограф, Заслуженный тренер РФ! Не супруга, а золото!
И такой супруге надо было соответствовать!
И хотя Вы скажете, что в любви это не самое главное, я думал и думаю иначе! Я ведь тоже спортсмен, а значит «заточен» на победу.

 

Вообщем, решил пойти работать к друзьям в коммерческую структуру, для того, чтобы в семье появился нормальный достаток, да и я смог почувствовать себя мужиком – добытчиком!
Год не подходил к футбольному полю, но в конце – концов не выдержал. И когда в декабре 1995 года мне позвонил Валентин Сысоев из команды «Мосэнерго», я не смог устоять. Конечно, на первый взгляд играть в любительской лиге после профессиональной, это как бы шаг назад. Но с другой стороны, эта команда была «на слуху», так как не скрывала своих амбиций выйти во 2-ю лигу, да и финансовые условия были на уровне. А в такой команде играть всегда интересно и престижно! Вообщем я не устоял, и два года исправно работал во славу «Мосэнерго»! Кстати, во 2-ю лигу мы вышли, как и обещали!
Может быть и дальше играл бы, но замучили травмы. Большой футбол, это ведь большие нагрузки. Последнее время все чаще приходилось делать блокады коленного сустава.

 

Поэтому, решил серьезно заняться работой в коммерции. Но с футболом – то как завязать? И вот уже Андрюха Семен затащил меня в своеобразную группу здоровья, которая на протяжении многих лет собирается на стадионе «Динамо». Три команды – «синие», «черные», «красные». Игра «на вылет». 7 минут, или до двух голов! Такой азарт!

 

А еще я играю за ФК «Рублевка». К нам в Севастополь они на протяжении многих лет приезжают под названием «Ветеран Москвы». На каждом турнире, посвященном Дню Флота, Вы можете нас увидеть.

 

ФК Рублевка

ФК Рублевка

 

Кроме игр за ФК «Рублевка» я выступаю в «Автолиге» (…за последние пять лет дважды становился Чемпионом!), и в манеже ЦСКА играю за команду выпускников нашего севастопольского училища «Голландия».
Иногда бывает, что в день предстоит сыграть по три игры. Выручает автомобиль.
Вообщем живу полноценной футбольной жизнью!

 

Автолига

Автолига

 

Ну а по приезду в Севастополь всегда выступаю за ветеранскую команду «Виктория», созданную моим старинным со времен ГПТУ № 3, футбольным другом Олегом Бузиной.

 

ВИКТОРИЯ.

ВИКТОРИЯ

 

ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ ФУТБОЛ?
— прежде всего это нечто, благодаря которому я, обычный мальчишка из заштатного пыльного городка смог оказаться в волшебном мире. Приняв его, полюбив его, я смог благодаря ему в полной мере испытать удовольствие от этой волшебной игры, и обзавестись настоящими друзьями. Он и сегодня мой стержень, моя философия. Через его призму я смотрю на жизнь.
И я благодарен и той неведомой силе, которая подарила его мне и всем тем, кто помогал мне идти по нелегкому, но удивительному, футбольному пути!

 

ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ СЕВАСТОПОЛЬ?
— это главный Город в моей жизни! Здесь мой ПРИЧАЛ!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Картавенко Владимир
Кива Андрей
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: