Родился я в Сибири, а точнее, в Новосибирске. Там и прошло все мое детство и юность.
Занимался футболом в секции СКА Новосибирска, команда которого выступала во второй лиге. Первым моим тренером был Сычев Борис Васильевич. Он потом переехал в Украину и жил в Харькове.
После окончания школы поехал в Омск, поступать в институт физкультуры. Ну и конечно решил попробовать свои силы в команде «Иртыш». Она выступала успешно и в 1968 году даже была участником финальной пульки сильнейших команд СССР, претендующих на выход в Высшую лигу.
Турнир проходил в Сочи, и в нем участвовали «Уралмаш» (1 место), «Карпаты» Львов (2 место), «Иртыш» (3 место) и «Судостроитель» Николаев (4 место).
В 1969 году меня начали конкретно готовить на место игрока основного состава. Я очень благодарен за доверие главному тренеру Щербатенко Петру Петровичу, в вое время выступавшему за легендарную команду ЦДКА вместе с Григорием Ивановичем Федотовым.
Отыграл за «Иртыш» четыре сезона и получил приглашение в «Зауралец» из Кургана. Команда представляла военный завод, производивший танки и БТРы.
Все шло вроде нормально, но перед самым началом сезона руководство завода вдруг приняло решение отказаться от команды, и мы оказались на улице.
Но тут нас выручил Юра Березовский. Сам он был из Киева, но какое-то время играл в Севастополе и был знаком с главным тренером севастопольской команды Валентином Яковлевичем Тугариным.
Юрий позвонил ему и тот пригласил нас приехать, так как в этот момент команду передавали из Морзавода в «Атлантику», и были серьезные проблемы с комплектацией.
Нас долго упрашивать не пришлось, и вот я, Шамиль Магомедов, Анатолий Духанов и Володя Хакимов прибыли в Севастополь.
Навсегда запомнил для себя эту судьбоносную дату. 24 апреля 1975 года!
По прибытии разместились в домике, что находился на улице Частника, через дорогу от стадиона. Тут находилась база команды. Были комнаты для тренеров, каптерка и комнаты для проживания иногородних футболистов.
Запомнилось, что все удобства находились во дворе.
Если сравнивать уровень футбола в тех регионах, где я играл ране и в Севастополе и в целом в Украине, то сравнение было конечно в пользу последних.
Тут уровень футбола бы намного выше, чем в Сибири и на Урале! Вне всякого сравнения! Может это в первую очередь определялось климатическими условиями? Ведь таких футбольных газонов в Сибири в те годы просто не было. Соответственно и футбол был более атлетичным и простым. Ну не совсем «…бей вперед – гол придет», но близко к этому!
А тут можно было играть, повторю именно ИГРАТЬ в футбол!
И конечно отмечу очень высокий уровень всех без исключения команд, выступавших в нашей зоне. Проходных игр не было. В каждом матче надо было выкладываться. Особо хотелось бы отметить наличие очень сильных армейских команд. СКА Киев, СКА Одесса, СКА Львов.
В середине сезона Тугарина сменил Макаров Геннадий Ефимович. Он сам был севастопольцем, но работал в Смоленске. Вторым тренером команды «Искра» Смоленск. И видно решил попробовать себя на поприще главного тренера.
Его приход ознаменовал начало новой для нас всех эры организации учебно-тренировочного процесса! Ефимыч, будучи, как говорили, выходцем из бокса, плюс специалистом, чье становление произошло в армейской команде, был убежденным сторонником идеи, что физическая подготовка составляет главную и основополагающую часть подготовки футболиста.
Раз есть сила, значит, есть дух! Ну а умение играть в футбол подразумевалось как-бы по умолчанию. И если ты звезд с неба в умении Играть в футбол не хватал, но был готов носиться и биться с первой до последней минуты, то твои шансы попасть в состав команды, которую тренировал Ефимыч, были весьма высоки!
Я не скажу, что тренировки, которые проходили на футбольном поле и были посвящены технике и тактике игры были разнообразны и содержательны. А вот занятия по общей и особенно специальной физической подготовке по своему объему и многообразию напоминали своей изощренностью методы инквизиции.
Тут были и столь любимые Ефимычем кроссы по холмам Херсонеса. И прыжки с отягощением. Это когда на тебе был пояс с 10-15 килограммами специальных грузов. Их специально выпросили в школе водолазов, где их использовали аквалангисты. Их потом доведенный до отчаяния Валерий Гудзь утопил в море! Были еще многочасовые занятия в спортзале с гирями и штангами.
Матч с Полтавой. В темной форме — наши. №5 Шамиль Магометов, лицом к нам — Александр Соколенко
Расскажу одну историю того времени, чтобы Вы смогли понять как нам доставалось.
1977 год. Весна. Мы на сборах. Договорились играть со смоленской «Искрой» на стадионе «Металлист». «Искру» в то время тренировал наставник и друг Ефимыча Лев Платонов.
Тут пошел снег, и шел всю ночь. А утром, как это часто бывает в это время года в Севастополе, появилось солнышко и все это белое великолепие поплыло.
Вот мы приезжаем на стадион, а поле по своему внешнему виду и состоянию напоминало холодец. Дрожало, покрытое белой корочкой жира!
Наших тренеров это не смутило. Наоборот, даже как-то воодушевило!
Еще бы, появилась возможность поработать над воспитанием бойцовских качеств!
И мы носились два тайма, по этой сумасшедшей мешанине из грязи и снега.
О качестве игры говорить, конечно, не приходилось, но вот борьбы было вдоволь!
Закончили 0:0.Но тут наши тренера пошептались, и объявили, что будет еще два тайма по 15 минут.
Представьте наше состояние!
Но в конце мы все-таки получили удовлетворение от того, что вышедший в конце игры Володя Науменко после подачи углового забил победный гол!
Вспоминаю, как Володя впервые появился в команде. Он только отслужил срочную в Германии и пришел к нам. Ничего не говорило о том, что этот человек – бомбардир от Бога. На первых порах он выглядел даже каким-то угловатым, некоординированным.
Но талант взял свое! Вспоминаю, какую великолепную связку составляли он и Валера Петров! Валеру пригласили из «Чайки», где он исполнял центрального защитника. Исполнял потому, что у Захарыча не было человека на эту позицию.
А так Валера с детства играл в нападении. Вот Ефимыч и вернул его на его позицию. И не пожалел об этом.
Правда, долго поиграть на благо севастопольского футбола им не пришлось. Сначала Володю забрали в «Таврию», а затем и Валеру!
Говоря о той команде, хотелось бы отметить особо таких ребят, как Шамиль Магомедов, Тофик Гаджиев, Василия Мисинева, Виктора Струнина, Виктора Пышкова, и конечно Валеру Гудзя. Отметить в первую очередь его сильный характер. Настоящий боец и мужчина! И на тренировке, и во время игры, и за футбольным полем! Мне потом, после завершении карьеры футболиста довелось походить с ним в рейсы на одном пароходе. Валера был в траловой команде. А там, в первую очередь, ценились физическая сила, бойцовские и человеческие качества, такие как смелость, порядочность, умение терпеть и готовность прийти на помощь своему товарищу.
Валера и в футболе, и в работе всегда был на виду. Настоящий человек!
Хочется также отметить приход в нашу команду из «Таврии» Виктора Сугака, Владимира Григорьева (кстати, мастера спорта СССР), Ивана Авдеева.
Они значительно усилили игру нашей команды.
Несколько слов скажу о тренерском штабе и об администрации команды.
Ефимычу помогал Юрий Михайлович Букасов. Должности начальника команды и администратора занимали Владимир Паис и Владимир Картавенко.
Доктором команды был Иван Александрович Яхновский. Фанат футбола и еще тот приколист!
Ну и отмечу, что в то время возраст футболистов в среднем был в пределах от 25 до 32 лет. Играли мужики! Как правило, бывшие к тому времени уже людьми семейными. И играли за деньги. При чем довольно неплохие в то время!
Посудите сами. Зарплата – 160 рублей. По тем временам это уровень инженера. Но не это было главным. Главным были премиальные. За победу полагалась где-то около 40 рублей. И в месяц было 5-6 игр. Упирайся, и ты – красавец!
Правда, выиграть все игры редко когда удавалось, но 2-3 игры выигрывали стабильно.
Были еще и особые игры. Например, с лидером. За такие давали двойные премиальные! Но это уже благодаря председателю профкома Владимиру Яковлевичу Свинолупову. Настоящему руководителю, порядочному и отзывчивому человеку, очень любившему футбол.
Руководство «Атлантики» и города помогали решить и жизненные проблемы. Например, устроить ребенка в детский садик. Мне, человеку семейному, с двумя детьми, в течение года предоставили квартиру.
Вспоминаю, что в тогдашних условиях всеобщего дефицита, нам в команду подвозили на продажу продукты. Ну, там, колбаска копченая, шпроты, печень, куры и т.д.
В общем, мы не чувствовали себя никому не нужными, и поэтому старались отблагодарить людей своей игрой. И на наших играх стадион всегда был полон!
Все десять тысяч, а то и больше!
Если говорить об условиях нашей работы в то время, то все тренировки проходили на футбольном поле стадиона «Чайка». Там же мы и играли.
Другого поля не было.
На тренировке на Чайке
Когда выполняли планировку площади перед гостиницей «Крым» и снесли домик, в котором располагалась база команды, нам выделили под базу пару строений в селе Озерное. Но первое время никаких условий для организации учебно-тренировочного процесса там не было. Так, одна полянка для «дыр -дыра», да другая полянка чуть побольше.
Позже построили сауну с бассейном, беседку с бильярдом и столом для настольного тенниса, площадку с покрытием из резиновых листов.
И через речку построили футбольное поле.
Но все это было потом.
Самой большой проблемой для команды в то время был транспорт.
Нам выделили автобус ЛАЗ. Люди в возрасте вспомнят эту модель с воздухозаборником на крыше. Водителя автобуса звали Иваном.
Сам автобус был уникальным старьем! Это было что-то с чем-то!
Вонь от проникающих в салон паров бензина, рев двигателя! На задних сидениях находиться было просто невозможно! А сами сиденья? Узкие и жесткие.
Не подумайте, что мы, избалованные деньгами и прочими льготами, заелись.
Автобус для футболиста как второй дом! Он столько времени проводит в нем!
И еще не забывайте, что нам приходилось на этом автобусе ездить на выезды!
А ну-ка, прокатитесь на таком «автохламе» в Ивано-Франковск, или на худой конец в Чернигов, или Харьков!
Вспомнил интересную историю, связанную с одной такой поездкой.
Поехали по маршруту Ужгород – Черновцы – Хмельницкий. И где-то под Винницей, вылетевший из-под колеса встречной машины камень разбивает нам лобовое стекло! Заменить его, возможности нет. Поехали так.
Все было вроде бы ничего, но въехали в Карпаты, и температура по мере подъема на перевал стала падать!
Мы одели на себя все, что у нас было из одежды, закутались в одеяла. А бедные водители сделать этого не могли. Они часто сменялись и пытались как-то согреться чаем.
В конце концов, мы добрались до Ужгорода. Приехали в 5 часов утра в день игры. И сразу легли спать. Пообедали и снова спать.
Разбудили перед самой игрой и поехали.
Но самое смешное, это то, что мы эту игру выиграли 1:0! Соперник, увидев, в каком состоянии мы приехали после двух суток нахождения в пути, расслабился, решив, что мы «мертвые», и он нас, смеясь, обыграет. А мы его наказали!
Наши водители с помощью местных коллег, нашли лобовое стекло с грузовика, и прилепили его на «честном слове». Вот так поехали в Черновцы и в Хмельницкий.
По приезду обратились в горком партии, к первому секретарю Черничкину.
И по его разрешению, нам позволили на выездные игры снимать с пассажирской линии «Икарус». Такие вопросы раньше решались только там!
Рассказал эту историю, и вспомнил другую, связанную с тогдашними поездками.
Поехали на игру в Молдавию. Была такая команда «Дрокия» из городка Сперанца. Ехали ночью, и где-то не доехав до города, остановились размяться.
А рядом фруктовые сады. Ну, и наши ребята и метнулись поживиться, как сейчас помню, сливами. А тут на нашу беду сторожа с ружьями!
Увидели сорванные сливы, ружья навели. Стали грозиться милицию вызвать.
Еле уговорили отпустить! Вот такие сливы вышли! И смех, и грех!
В 1979 году мне пришлось закончить карьеру футболиста.
В конце сезона 1978 года, играя с Винницей, я ударил ногой в землю. Появилась сильная боль в тазобедренном суставе.
Снимок тогда делать не стали, решив, что травма не серьезная. Но со временем становилось все хуже и хуже. Полтора тайма и все. Дальше уже терпеть становилось невозможным.
ФК Атлантика. Апрель 1978г. УТС в Бахчисарае
Верхний ряд: Иван – штатный водитель автобуса, привлеченный водитель автобуса, главный тренер Макаров Г.Е., Петров, Колосов, Сугак, Григорьев, Гудзь, Магомедов, Линаускас.
Нижний ряд: Степанович, Мартыненко, Соколенко, Науменко, Захаров, Мисинев.
Поехали с Ефимычем в Балаклаву в специализированную больницу, к знаменитому и авторитетнейшему врачу-специалисту. Им был в прошлом футбольный вратарь команды «Чайка» Олег Иванович Нежид.
Сделали снимок и обнаружили, что у меня скол вертлюжной впадины. Но этого мало. Этот скол уже вошел в сам сустав.
Олег Иванович сказал, что операция по вскрытию сустава и извлечению осколка будет очень сложной, а реабилитация после нее будет длительной.
А буду я после этого играть, или нет, он уверенно сказать не может.
Спросил, сколько мне лет. Говорю – 28.
Значит надо заканчивать играть, говорит. Без нагрузки это никак проявляться не будет, на твой век хватит.
Вот я подумал, и решил, что подошло мое время.
Руководство команды и «Атлантики» помогло устроиться на хороший пароход, и стал я рыбаком. И ходил в море, пока жизненные обстоятельства позволяли.
Губернатор Севастополя В.Яцуба, А.Соколенко, председатель федерации футбола Севастополя А.Красильников
— Что для Вас значит футбол?
— Это моя Любовь! Даже тогда, когда я ходил в море, я всегда просил жену информировать меня о том, как играет моя родная команда. В те времена поговорить с домом по телефону было практически невозможно, поэтому я просил жену, чтобы она мне в письма вкладывала вырезки из газет с отчетами о матчах. Да и по прибытию домой я всегда созванивался и встречался с Ефимычем и товарищами по команде.
Сегодня я работаю в Федерации футбола Севастополя. Это означает, что я снова в футболе!
— Что для Вас значит город Севастополь?
— Это тоже моя Любовь! Причем, любовь с первого взгляда!
Как только въехал в него, как только увидел его дома, улицы, бухты, море, так сразу и влюбился!
Особенно меня поразила после сибирских городов его чистота! Он сам чистый, белый, и улицы его чисты!
А люди? Особые люди! Добрые, отзывчивые, с особым отношением к своему городу и флоту! Со своим патриотизмом! Я таких людей, никогда и нигде не встречал!
Севастополь стал для меня Родиной. Я не променяю его ни на какой другой город мира!