С верой в твою будущую славу, юный Севастополь!

ДЮФЛ

Тимченко Виктор

Родился в городе Бердянск Запорожской области. Детство, как детство. Ничем не примечательное, самое обычное, как и у всех моих сверстников. Школа, улица, да и практически все. Довелось, правда позаниматься футболом в детской школе «Торпедо».

 

Когда мне было 13 лет, мать увезла меня в Севастополь. Дело в том, что отца я не знал, и все тяготы по содержанию меня лежали на ее плечах. В Севастополе ей пообещали хорошую работу в «Крымэнерго», вот она и решилась на переезд. А там, со временем, году в 1963-64 она перешла в «Атлантику», и смогла устроиться на пароход. Можно сказать, что работа в море, это не женское это дело, но как иначе сына поднимать?

 

И мне пришлось привыкать к самостоятельной, взрослой жизни. Правда, за мною приглядывала бабушка, которая жила в одном с нами доме по улице Правды. Были такие дома на две семьи, построенные в свое время для китобоев с флотилии «Слава».

 

Что представляла в то время Камышовая?
Да так, две улицы. Улица Правды, да Пролетарская. Детский сад, школа, да пожалуй и все.
До города добираться далеко. Летчиков тогда вообще не было! Дорога из Омеги в город примерно по нынешней трассе проходила, но по обе стороны «степь да степь кругом». Несколько домиков авиаремонтных мастерских стояло, рядом с памятником авиаторам и все.
В Омеге кое-какие постройки, санаторий, да завод для ремонта гидросамолетов.
В самих Камышах из производств была только коптилка, и какое-то судоремонтное предприятие в конце бухты. Помню, что там был слип, по которому вытаскивали для ремонта торпедные катера и суда-китобои с флотилии.

 

Чем занимались в свободное от школы время?
Да как и все. Летом ловили крабов, на местах боев собирали патроны и порох «свистун» для «файер-шоу». И конечно, всякое военное и взрывоопасное барахло. В «войнушку» играли.
Но большую часть времени, особенно тогда, когда заканчивался пляжный сезон, занимал футбол. Гоняли с друзьями на различных площадках, а когда стали постарше, то ходили в Казачку, играть с военными.

 

Можно сказать, что варились в собственном котле. Дело в том, что поехать в город по тем временам было вроде бы как совершить путешествие. Казалось, что он находился где-то очень далеко. Автобусы в город ходили три раза в день. Дорога шла по объездной, а потом пересекалась с другой, идущей от Фиолента. А затем, мимо «Молочки», шла в город, на автостанцию. При чем эта автостанция была на Очаковцев, там, где сегодня цветочный рынок. А кассы были, напротив.

 

В 1966 году окончил восьмилетку, и поступил в ПТУ № 13. Оно находилось на улице Хрулева, то есть на другом конце города. Вот там я и приобщился к организованному футболу. Играл за сборную училища на Первенство города среди «фазанок». Игры проходили на «Металлисте», на «Чайке». Конечно, газона там не было, но тем не менее.

 

В 1966 году закончил обучение. Распределили на Севморзавод, или как тогда говорили – на «Орджо».  Но я смог уговорить начальство дать мне направление на Судоремонтный Завод (СРЗ), который построили в Камышовой. Это ведь так здорово, когда место твоей работы рядом с домом находится. А то покатайтесь с Камышей на Корабелку каждый день! Я, когда в училище учился, то в пять утра вставал!

 

В 1966 году на заводе создали футбольную команду, которую сначала назвали «СУОР» (Севастопольское Управление Океанического Рыболовства).  Кто создал. Группа энтузиастов, как в прессе говорят, А точнее Александр Курахтанов и я. Мы оба были в своих цехах спортинструкторами, и имели выход на завком. Предложили им нашу идею, они и согласились. Так наша команда заявилась  играть в Первенстве города по третьей группе. Да, было время, было три группы. Сегодня только одна!

 

Конечно, говорить о том, что у нас был организован тренировочный процесс, не приходилось. Да и какие тренировки с людьми, отработавшими смену на заводе? Нет, только на игры собирались.

 

Я с Александром занимались чисто организационной деятельностью. Ну, там до людей довести, когда, где и с кем мы играем. Ну там, мячи и форму на игру привезти. Состав на игру назначали на импровизированном тренерском совете.

 

Снабжением команды формой и экипировкой занимался очень примечательный человек. Можно смело сказать, даже, что уникальный человек! Виктор Дяченко по прозвищу Негодяй. Такое прозвище он заслужил, наверное, потому, что выражение «негодяй» было у него самым ходовым. Сам – то он был очень порядочным, и по настоящему любящим футбол человеком.

 

Я бы назвал его меценатом. Он ходил в море на должности старшего помощника, и привозил из рейсов форму и экипировку, приобретенную для нашей команды за собственные средства. При этом, он не стремился как-то выделиться. Не старался показать себя начальником. Ему было просто приятно помогать нам.  Сам он на поле не выходил, так как был весьма заурядным футболистом, но получал удовольствие от того, что он в команде, он в теме, его уважают, с ним считаются. Знаете, никогда не встречал в жизни подобного ему человека!

 

Кроме формы и экипировки, он часто финансово помогал команде. А тогда, когда руководство завода решило откреститься от команды, он создал новую, и назвал ее «Докер». Свои игры она проводила на построенном им футбольном стадионе, который располагался на южном берегу Камышовой бухты.

 

Кстати, в свое время он сумел построить еще два стадиона. Оба они располагались в районе троллейбусной остановки «Героев Сталинграда», на той стороне, где рынок. Стадион, это конечно, сильно сказано. Пара футбольных ворот, да скамейки по сторонам поля. Вот и все. Но а нам, что много было надо? Кстати,  ему пришлось построить два стадиона потому, что после того, как он построил первый, на этом месте началось строительство жилых домов.  Пришлось переносить футбольное поле на новое место.

 

И еще. На том поле, что было построено Виктором последним, несколько лет тренировались местные мальчишки под руководством Александра Николаевича Чистякова. Светлая память тебе Виктор!

 

 

В 1968 году призвался в армию. Служил в поселке Сосновый бор, что под Ленинградом. И естественно играл на Первенство гарнизона за команду своей части. Играл, как всегда вратарем. Можно сказать, что вся футбольная жизнь прошла «в раме». И я не жалею!

 

Вернулся в 1970 году. И сразу, на завод, к команде. Скажу, что как в родной дом вернулся!

 

За то время, что я служил, произошли кое-какие перемены. Команда стала называться уже «СРЗ». И еще, мы начали выступать в Первенстве Крыма по второй группе. Это Александр Курахтанов постарался. Он вышел с предложением на завком, и его поддержали. Знаете, мужики в душе все-таки остаются детьми. Казалось, что такого в поездке на выездную игру? Каждый по многу раз ездил по крымским городам. И с экскурсией, и просто по работе, а кое-кто выезжал на соревнования. Плюс люди взрослые, жены, дети. Какие еще поездки? Но у нас в команде все было по-другому. И если бы видели, какой ажиотаж поднимался вокруг того, кто поедет играть на выезд. Руководству было сложно лавировать, чтобы никого не обидеть. Наверное, все-таки дело в том, что у нас сложился настоящий коллектив. И как приятно чувствовать себя его полноценным членом!

 

Вспоминая то время, те поездки, хотелось бы сказать добрые слова о Николае Александровиче Воропаеве, водителе нашего автобуса, обычного городского ЛАЗа, на котором мы ездили по Крыму.

 

Конечно, мы усилились. За нас, например, выступали такие известные в городе футболисты, как братья Украинцевы. Иван и Николай. Ранее, они выступали за севастопольский «Металлист», а Иван в его составе выиграл много турниров, и  даже дважды становился Чемпионом Украины среди производственных коллективов. После окончания карьеры футболиста Иван остался работать в 13-м военном судоремонтном заводе, а его брат устроился на работу в СРЗ. И уговорил братишку помочь нам в крымских соревнованиях.

 

В 1972 году к нам на завод пришел работать Валентин Яковлевич Тугарин. Пришел на должность инструктора производственной гимнастики! Нет, это сложно представить! Особенно нынешнему поколению!

 

Дело в том, что Валентин Яковлевич Тугарин был известным футбольным специалистом. Последним местом его работы была наша флотская команда, которую бы сейчас назвали командой мастеров. При Валентине Яковлевиче она вышла в 1/8 финала Кубка СССР по футболу. Этот успех никто в севастопольском футболе так и не смог повторить. Я уже не говорю о том, чтобы улучшить.
Правда, ПФК «Севастополь» через много лет вышел в ¼ финала Кубка. Но Кубка Украины, а не СССР! Тоже высокий показатель, но Украина, не СССР.

 

И вот такой великий, по меркам футбольного Севастополя, человек, будет производить занятия с работягами!

 

Но на самом деле во всем этом был определенный смысл. Валентин Яковлевич сознательно пошел на то, чтобы оказаться в СРЗ.  После того, как возглавляемая им флотская команда оказалась финансово не состоятельной она была вынуждена передать свое место в лиге морзаводовскому «Авангарду». Не скажу, что на заводе сильно обрадовались такому подарку. Что такое команда мастеров там прекрасно знали, и постарались сделать все, чтобы спихнуть с себя подобную обузу. Но вот проблема! Кому ее передать?

 

И тогда у Валентина Яковлевича созрел план.
В соответствии с ним, он устраивается на наш завод. К этому времени СРЗ уже являлся структурой СПОРП «Атлантика». А в ее парткоме и профкоме находились друзья Валентина Яковлевича, которых он давно очаровал, рассказывая о дивидендах, которые им принесет взятая на содержание футбольная команда.
Уж что-что, а Валентин Яковлевич мог быть убедительным, когда хотел!

 

И вот он уже становится тренером команды «Атлантика», в состав которой, вместе с игроками, в свое время поигравшими в профессиональной лиге, привлекли несколько футболистов из нашей заводской команды. И Вашего покорного слугу, в том числе.

 

Команда быстро вышла в первую группу Первенства города, быстро, в течении одного сезона выиграла ее, и согласно действующего тогда Регламента, получила право выступать в Первенстве Украины среди производственных коллективов.

 

Снова усиление. Шалычев, Картавенко, Лукьянов, Писаный, Бурлаков, Ладогин, Осадчук. Начали выступление в Первенстве Украины. Помню, что «Колос» Никополь и «Энергия» Каховка были в нашей подгруппе.

 

Но тут Горком партии распоряжается перевести Валентина Яковлевича на усиление «Авангарда», который в то время болтался между Морзаводом и ДСО «Авангард». Даже названия менялись. То «Авангард», то «Черное море», то снова «Авангард».

 

Поле ухода Тугарина нашу команду принял Владимир Николаевич Картавенко.  Часть людей ушла с Тугариным, и мы «дрейфовали» в Первенстве Украины. Ждали, что произойдет. И дождались. Команду мастеров забрал СПОРП «Атлантика», Картавенко, естественно, оказался там с оставшимися приличными футболистами… Ну а мы, работяги из команды «Атлантика»? Правильно! Оказались в команде СРЗ, откуда и начинали в свое время недолгий путь в мастера.

 

В это время в СРЗ за спорт в цехе отвечал Василий Андреевич Прищенко. Я с ним подружился, и начал потихоньку подбивать его к тому, что неплохо бы сделать команду, которая будет выступать в городских и крымских соревнованиях.

 

 

Причем, команды именно для простых ребят. Хватит с нас команд мастеров!
Василий Андреевич с моей помощью смог убедить начальство, и мы снова стали выступать в городских и крымских соревнованиях.

 

Я в то время играл за все команды. Тогда с этим делом было не строго, и многие играли за пару-тройку команд.
Например, в городских соревнованиях я выступал только за СРЗ, а на Крым играл еще за морзаводовскую «Чайку». Мой СРЗ играл на Крым по второй группе, а «Чайка» по первой. Так вот, вторая группа выступала по субботам, а первая – по воскресеньям.  Удавалось сыграть за обе! Запомнилось, что для игр на Первенство Крыма мы арендовали мототрек. Мотоциклов там уже давно не было, а поле позволяло проводить официальные футбольные матчи.

 

В «Чайке» в то время тренером был Леонид Федорович Лученко, а помогал ему тренер второй заводской команды Борис Зенько, по прозвищу «Карамора».
Помню еще ребят – футболистов. Володю Тихенко, Валика Леонова, Серегу Алексеева (ПоПА)

 

В 1976 году в «Чайку» пришел Борис Захарович Байтман. Он сразу вызвал меня и Славу Каткова, и без обиняков сообщил нам о том, что в наших услугах не нуждается.
Никаких обид, при этом.
Дело в том, что «Чайка» к тому времени уже была освобожденной командой, и следовательно играть в ней должны были те, кто в ней работал. Плюс, проблемы с посещением тренировок.
И еще возникли проблемы с нашим освобождением от работы в СРЗ тогда, когда «Чайка» играла в будние дни.
Вообщем мы друг друга поняли, и разошлись по-хорошему.

 

И с той поры я выступал на город только за СРЗ (вроде бы одно время даже было название «Корабел»). Скажу, что создался очень хороший коллектив. Звезд с неба не хватали, но ведь дело не в «голах, очках, секундах». Главное, что на поле были люди, играющие в футбол для ДУШИ! В удовольствие! Да и каких-то претензий по поводу разных организационных вопросов никогда не возникало. Сами красили мячи, а Слава Катков наловчился их ремонтировать. Нормальные, простые люди. До сих пор вспоминаю тех ребят, и то время! Как было хорошо и светло!

 

А на Первенство Крыма меня пригласили играть за команду совхоза имени Полины Осипенко. Вместе со мною играли такие опытные футболисты, как Коля Юров, Иван Украинцев, Юрий Цуканов.

 

 

Но все когда-то заканчивается. Век у таких команд, как СРЗ не очень долог. Постарели лидеры. Кто-то из них закончил играть. Смены им не оказалось. Да и молодежи, способной подменить ветеранов, не нашлось, и в итоге нет команды! А тут еще начальство в СРЗ сменилось, и новая метла вымела футбол…

 

И тут меня «подхватил» Александр Олегович Хотиенко, бывший кем-то вроде руководителя в команде «Водник». Я не стал отказываться, так как в этой команде играли мои старые друзья Игорь Крок, Александр Шутко, Валерий Ушаков. И вот  в этой команде я и играл до самого «упора». До инфаркта. Но и теперь, являюсь инвалидом второй группы я еще выхожу «постоять» на мини, когда играют ветераны!

 

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ФУТБОЛ?
Много всего. Сложно найти главное.
— Движение. Без него заплесневеешь. Как физически, так и душевно. А это конец!
— Эпизод моей жизни, растянувшийся на столько лет, что самому не верится!
— Позитив! Только хорошее. Это как наркотик!
— Помощь. Только помощь По крайней мере ни разу никогда не помешал!
— Друзья. Настоящие, верные друзья. Знакомые. Огромное количество знакомых!
Как приято, когда ты знаешь, что тебя знает такое количество людей!
— Новые, интересные города, люди, встречи!

И наверное понимание того, что пока ты в нем, ты живешь!

 

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ СЕВАСТОПОЛЬ?
Разное.
— родился я не здесь, и не маленьким мальчиком приехал сюда. Значит ОТЧИМ. Но из таких, что с любым Отцом рядом станут, а иным и форы дадут!
Такой, настоящий мужчина, что взял пацана за руку, и повел по жизни. И ты ему веришь, и никого и ничего не боишься.
— гордость. Настоящая мужская гордость, за тех, кто здесь стоял в тяжелые дни!
— любовь. К своей маленькой скромной, вдруг неожиданно открывшейся в своей чистоте и душевности Родине. Ко всем этим улочнам, бухточкам, заливчикам. Ко всему тому, что помнишь только ты и она!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Твардовский Андрей
Ткаченко Виктор
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: