С верой в твою будущую славу, юный Севастополь!

ДЮФЛ

Последний романтик (Букасов Юрий Михайлович)

«Михалыч», «Седой красавец», «дедушка» … это все Букасов Юрий Михайлович.  Наверное, это был последний романтик нашего городского детско-юношеского футбола.

 

Колоритнейшая личность! Высокий, с хорошей выправкой и осанкой, с гордо и красиво посаженной головой аристократа, с седыми волнистыми волосами, он был и остается для меня олицетворением футбольного благородства и интеллегентности.
Его манера вести разговор, мягко и ненавязчиво убеждать собеседника в своей правоте, глубокая убежденность в том, что на футбольном поле нет места грубости и нечестности, все это сразу располагало к нему.
Плюс огромный футбольный авторитет. Сам игрок команды мастеров, старший тренер группы подготовки городской команды мастеров и ДСО «Спартак», председатель федерации футбола города Севастополя, человек создавший стадион «Юность» — легендарную «Марокану».

За годы нашего знакомства мне приходилось немерянное число раз общаться с ним в самой разной обстановке. И в роли друга и единомышленника, и в роли оппонента, и в роли соперника на различных соревнованиях.
И всегда Михалыч оставался верным своим убеждениями не прибегнул к нажиму своим авторитетом  в споре, к помощи нечистых на руку людей со свистком при выяснении отношений на футбольных полях.  Хотя «доброхоты» очень хотели поссорить его со мной, да и ему было из-за профессиональной гордости  неприятно проигрывать мне, тогда еще совсем мальчишке.
Но он, наверное, что-то разглядел во мне, и всячески опекал и часто защищал перед своими коллегами  по тренерскому цеху.
Да, в тот период я попортил немало крови маститым представителям тренерского корпуса, работавшим в сфере севастопольского детско-юношеского футбола, и не всем было приятно, когда их команды постоянно,  легко и зачастую и с крупным счетом  обыгрывались мальчишкой, только перешагнувшим    порог двадцатилетия.

А у этих маститых тренеров был очень требовательный, грозный и амбициозный начальник…
Вообщем,  обстановка была еще та, и отношение ко мне было довольно сложное, а вот Михалыч игнорировал всеобщую отстраненность и общался со мною, раскрывая мне тайны мира футбола.
Ведь во многом от него я, самоучка, узнал о принципах организации учебно-тренировочного процесса, о тактических схемах и о многом другом.
Но самое главное, что нас объединяла любовь к футболу, своей работе, и своим воспитанникам.

 

Михалыч со своими воспитанниками

Михалыч постоянно повторял, что без чувства любви к своим ребятам тренер никогда ничего не достигнет. Он приводил всегда такую фразу – цитату выдающегося спортсмена, знаменитого хоккеиста Вячеслава Старшинова: «Что такое детский тренер? Это человек, влюбленный человек, человек, который влюбляется, затем напрочь разочаровывается, … а завтра снова влюбляется!»
Я думаю, что эта фраза лучше всего передает состояние души НАСТОЯЩЕГО детского тренера.

Ты любишь свою работу, свою команду, своих мальчишек. Ты уважаешь себя, ты ОЧЕНЬ уважаешь себя! А твои пацаны вообще самые лучшие! Ты пашешь на тренировках и готовишься к соревнованиям. Ты уверен в победе!  И вот – игра. И вдруг ты и твоя команда проиграли! Проиграли безоговорочно и вчистую! Все рухнуло! Ты в шоке! Ты не можешь понять, что произошло?! Ты сам вел себя как слепой, и твои любимцы оказались беспомощными и бестолковыми мальчиками для битья! Глаза на них не смотрели бы, а ведь ты им все объясним и всему научил! Работать не хочется! Жить не хочется! Все бросить, уйти…  Но завтра ты снова идешь на тренировку, и тебя ждут твои пацаны, ты видишь их, смотришь в их глаза, где такая же как у тебя растерянность, боль, чувство своей вины и твои гнев и досада проходят, и они снова самые лучшие и любимые, и все у нас будет хорошо, и  мы всем это докажем, потому, что мы лучшие!
Сколько лет нет Михалыча, а  вроде как рядом стоит и улыбается мне…  Спасибо тебе, дедушка!

 

Есть еще один эпизод в наших взаимоотношениях, вспоминая который у меня слезы наворачиваются на глаза.
Дело было в 1992 году, в Тернополе.
Наша юношеская команда 1977 года рождения, в которой я был главным тренером, а Михалыч начальником команды выступала в финальной части первого Чемпионата независимой  Украины среди школьников.
Наши малые выступали очень удачно, да и мы с Михалычем не подкачали. Тот, кто выступал в такого рода соревнованиях, в простонародье называемых «бандитскими», так как «Минпрос», не может быть честным по определению, прекрасно понимает, какая работа проводится рядом с футбольным полем…

Очень важно, чтобы твоих малых не обидели ребята со свистками, к которым конкуренты не должны приближаться для решения своих вопросов.  Вот ты и крутишься с утра до вечера, отгоняя, оберегая, увещевая, наливая и т.д.
…. А уж какое здоровье надо иметь…
Мы преуспели. Обыграли сборную Киева, и вышли на хозяев в матче за ПЕРВОЕ место в ПЕРВОМ Чемпионате Украины.
Ни одна севастопольская команда не подымалась так высоко!

Я после игры отобедал с судьями и чуть живой пришел в гостиницу, где лег спать на пару-тройку  часов,  перед тем как пойти к ребятам с разбором игры и планами на завтрашний финал.
И вот когда я в положенный час проснулся, то увидел на своей подушке букетик цветов «чернобривцев».
Я не смог сдержать слез! Это было признание! Мастер признал меня!
На следующий день мы выиграли у хозяев 3:2, по ходу матча, за 12 минут до конца проигрывая 0:2, благодаря трем голам трех Сергеев: Буд-Гусаима, Дранова и Лобанова и стали ПЕРВЫМИ  ЧЕМПИОНАМИ независимой Украины.

 

ФОТО ЧЕМПИОНОВ

КОМАНДА ЧЕМПИОНОВ

 

Я часто думал — и откуда все это в нем?
Ведь приехал Юрий Михайлович в наш солнечный город из Сибири. Приглашен был выступать за нашу городскую команду на позиции центрального защитника.

 

Клубная команда СКЧФ 1963 г.

Клубная команда СКЧФ 1963 г.

 

Люди со стажем помнят, какие качества должны были демонстрировать центральные защитники. Ну никак не интеллигентность и доброту! А тут еще парень из Сибири, где как говорили, мяч во время матча вообще на землю не опускался…
А он воспитанный, интеллигентный человек, чем-то внешне напоминавший Вячеслава Тихонова, за что мы молодежь называли его за глаза «седым красавцем».
Но как человек из Сибири, любил застолья, застольные беседы, охотно поддерживал застольную песню. Голос у него был хороший, да и репертуар обширный. Народные песни, много романсов.      Ну и как сибиряк, после хорошей выпивки, любил хорошую драку…

А здоровьем его господь не обидел!  Ну что было, то было! А было часто весело…
Дрался то не со зла, а так от удали сибирской! Если был не прав, то всегда на следующий день готов был извиниться.
Но зла на него никто не держал.
И еще что хотелось бы отметить в нем. Но это чисто профессиональное. Мы в те годы мало внимания уделяли футбольной науке. Особенно методике обучения элементам техники. А он всегда в беседах с нами старался подчеркнуть важность отработки этих методик.

Только со временем я начал понимать, как далеко смотрел этот человек, и каким профессионалом он был! Эх, его бы сейчас да в нашу комплексную научную группу!
Спасибо тебе за все, Михалыч! Ты при жизни был любим и уважаем и как футболист, и как тренер, и как человек! И сейчас ты также любим и уважаем своими учениками, к числу которых я бы хотел, чтобы меня причислили.

 

 

Эту мемориальную доску на созданной тобой «Марокане» установили мы – твои воспитанники и ученики. И постараемся сделать все, чтобы новые поколения Севастопольских мальчишек помнили о тебе»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Коля, Колёк, Колюня (Власов Николай Александрович)
Николаич (Чистяков Александр Николаевич)
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: